Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.8]
1. Положения комментируемой статьи определяют особенности правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которая включает в себя: - обязанность исполнителя работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь в наличии выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам с соблюдением планируемой стоимости работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. ч. 6 или 7 ст. 55.16 Кодекса; - обязанность получения допуска на определенный вид работ только от одной саморегулируемой организации; - запрет на выполнение вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ; - основы правового регулирования правового института перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - пределы сферы деятельности саморегулируемой организации в части выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - правило выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации; - особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации; - правовое содержание допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - пределы действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - порядок внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - обязанность члена саморегулируемой организации до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации; - исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - правовой механизм прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; - право арбитражного обжалования решений, действий (бездействия) саморегулируемой организации; - условие легитимности начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Следует отметить, что в соответствии с нормами ч. 5.1 ст. 55.18 Кодекса решения саморегулируемой организации семи видов, в том числе о выдаче свидетельства о допуске, внесении в него изменений, приостановлении, возобновлении, отказе в возобновлении или о прекращении действия такого свидетельства, вступают в силу в течение десяти дней со дня получения Ростехнадзором уведомлений о принятии таких решений. В нормах комментируемой части обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, которая включает обязанность исполнителя работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, иметь в наличии выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам (необходимость наличия свидетельства о допуске к установленным видам работ в градостроительной деятельности также обозначена положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 Кодекса). В ч. 1.1 рассматриваемой статьи, равно как и в ч. 10.1 настоящей статьи, установлены финансовые особенности начала работ, связанные с надлежащим исполнением порядка пополнения компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 55.16 Кодекса). Согласно комментируемому положению индивидуальный предприниматель (юридическое лицо) не может приступить к видам работ при наличии соответствующего свидетельства, если им не соблюдается планируемая стоимость работ, исходя из размера которой был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. ч. 6 или 7 ст. 55.16 Кодекса, т.е. при превышении стоимости договора (договоров) по выполнению работ планируемой стоимости работ член саморегулируемой организации обязан сперва покрыть взносом в компенсационный фонд разность превышения в порядке правил ст. 55.16 Кодекса, а затем приступать к работе.2. В нормах ч. 2 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую обязанность индивидуального предпринимателя (юридического лица) получения допуска на определенный вид работ только от одной саморегулируемой организации. Иными словами, наличие у одного лица действующих свидетельств о допуске к одному виду работ, выданных разными саморегулируемыми организациями, запрещено. Данная норма реализует общее правило членства в саморегулируемой организации, определенное положениями ч. 4 ст. 5 ФЗ о СРО (субъект саморегулирования может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности одного вида). Добавим, что в порядке п. 3 ч. 5 ст. 55.6 Кодекса наличие у индивидуального предпринимателя (юридического лица) выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства и указан в заявлении о вступлении в члены саморегулируемой организации, является основанием для отказа в приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации. Однако общие правила ч. 3 ст. 5 ФЗ о СРО, а также ч. 7 ст. 55.6 Кодекса допускают членство в различных саморегулируемых организациях с получением в них свидетельств о допуске к различным видам работ.3. Положения ч. 3 рассматриваемой статьи определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую запрет на выполнение вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, если не соблюдается хотя бы одно из требований указанной саморегулируемой организации к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ. Следует полагать, что нарушение этого запрета, выявленное согласно ч. 2 ст. 55.13 Кодекса при контроле за деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске (осуществляется при приеме в члены саморегулируемой организации, а также не реже чем один раз в год), может привести к применению саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в соответствии с положениями ст. 55.15 Кодекса.4. О полномочиях органов государственной власти в области градостроительной деятельности, в том числе установлении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, см. комментарии к п. 3.4 ст. 6 Кодекса. Правила настоящей статьи регламентируют основы правового регулирования важного правового института Перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющего правовые границы сферы саморегулирования и утвержденного, по сути, взамен перечня лицензируемых видов строительной деятельности (подробнее см. ст. 3 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ). Как указывалось выше, обозначенный в комментируемых нормах Перечень согласно нормам комментируемой статьи и п. 5.2.3 Положения утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 во исполнение ч. 5 ст. 8 ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864.Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, составляют три раздела: "Виды работ по инженерным изысканиям", "Виды работ по подготовке проектной документации", "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту". Виды указанных работ согласно рассматриваемому Перечню включают тридцать четыре подгруппы и более ста видов работ. Этот Перечень не включает в себя виды работ: - по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 Кодекса; - в отношении объектов индивидуального жилищного строительства; - в отношении жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); - в отношении многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования. При этом виды работ по подготовке проектной документации, содержащиеся в комментируемом Перечне, могут выполняться индивидуальным предпринимателем самостоятельно (лично), а виды работ по инженерным изысканиям, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту - только с привлечением работников в соответствии с условиями гражданско-правовых (трудовых) договоров. Следует отметить, что согласно Определению Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 января 2011 г. N КАС10-710 издание Приказа Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 не имело целью создание государственных информационных систем, информационных ресурсов и установление межведомственного информационного обмена; при этом ни в Кодексе, ни в иных федеральных законах, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, разработки проектной документации и строительства объектов капитального строительства, не имеется норм, возлагающих на Министерство регионального развития РФ обязанность по разработке и утверждению Перечня в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93). Признаны несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что Министерство регионального развития РФ, утверждая Перечень, вышло за пределы предоставленной компетенции, фактически установив порядок выдачи свидетельств о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства; в частности, обозначение астериском некоторых видов и групп видов работ и указание в примечании к Перечню на то, что они требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, в случаях выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Кодекса, не свидетельствуют о превышении компетенции Министерством регионального развития РФ. Данная норма является бланкетной, применена в целях сокращения текста нормативного правового акта, по существу содержит перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, на издание которого Министерство регионального развития РФ было уполномочено. Также при использовании комментируемого Перечня следует обратить внимание на содержание трех инструктивных писем Минрегиона России. В качестве первого письма укажем письмо от 15 июня 2010 г. N 24099-РП/08, согласно которому, в частности: 1) указывается, что прекращение действия Приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274 формально не отменяет действие свидетельств о допуске, выданных в соответствии с данным Приказом. Организации и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы, указанные в свидетельстве, выданном на основании Приказа Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274, и прямо предусмотренные Приказом от 30 декабря 2009 г. N 624; 2) рекомендуется с 1 июля 2010 г. в соответствии с ч. 2 ст. 52 Кодекса лицам, осуществляющим инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, выполнять виды работ, указанные в Перечне, утвержденном Приказом от 30 декабря 2009 г. N 624, только после внесения указанных видов работ в свидетельства о допусках, выдаваемые саморегулируемой организацией; 3) рекомендуется в целях реализации Приказа от 30 декабря 2009 г. N 624 осуществить следующие действия: - проведение общих собраний членов саморегулируемой организации; - уведомление Ростехнадзора об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации и о принятии новых требований к выдаче свидетельств о допуске; - внесение изменений в свидетельства о допуске; - получение решения Ростехнадзора о внесении сведений в государственный реестр об изменении сферы деятельности саморегулируемой организации в целях подтверждения от имени государства права выдавать свидетельства о допуске в соответствии с Приказом от 30 декабря 2009 г. N 624. Вторым письмом является письмо от 13 июля 2010 г. N 26873-КК/08, в котором: - предлагается применять Таблицу соответствия видов работ для установления соответствия видов работ из Перечней, утвержденных Приказами Минрегиона от 9 декабря 2008 г. N 274 и от 30 декабря 2009 г. N 624, по проектированию и инженерным изысканиям; - указывается, что сфера деятельности саморегулируемой организации должна включать в себя все или часть видов работ, которые содержатся в Приказе от 30 декабря 2009 г. N 624; - рекомендуется включать виды строительных работ, отмеченных знаком "*", и видов работ, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных ст. 48.1 Кодекса в сферу деятельности саморегулируемой организации только в случае, если членами саморегулируемой организации на общем собрании утверждены требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, которые соответствуют Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 48 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность указанных объектов" (данное Постановление утратило силу с момента вступления в силу нового Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 (11 апреля 2011 г.)); - указывается, что, если саморегулируемая организация не утвердила требования к выдаче свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, то она не имеет права выдавать своим членам свидетельства о допуске на виды работ, отмеченных знаком "*", и виды работ, указанные в Приказе от 30 декабря 2009 г. N 624, которые по своему содержанию применимы только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных ст. 48.1 Кодекса. Третьим является письмо от 27 сентября 2010 г. N 33838-КК/08 "О Перечне видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах", в котором определены виды работ из комментируемого Перечня, выполняемые только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства и для которых согласно ч. 9 ст. 55.5 Кодекса минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, с учетом технической сложности и потенциальной опасности таких объектов устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов"). Положениями ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ Кодекс дополнен ч. 4.1, в которой установлен наиболее приемлемый для субъектов градостроительной деятельности минимальный шестимесячный срок вступления в законную силу любых изменений в комментируемом Перечне. Так, в целях оптимизации Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии со ст. ст. 48, 52, 53 и 55.8 Кодекса Приказом Министерства регионального развития РФ от 23 июня 2010 г. N 294 внесены необходимые изменения в Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства". Следует добавить, что в соответствии с положениями ч. 3 ст. 8 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ с 1 января 2011 г. прекращено действие свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданных индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые не соответствуют требованиям комментируемого Кодекса, в том числе в части точного указания видов работ, перечисленных в комментируемом Перечне.5. В нормах ч. 5 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающая пределы сферы деятельности саморегулируемой организации в части выдачи свидетельств о допуске к таким работам, т.е. без прохождения процедуры одобрения. Законодатель таким образом установил условие легитимного действия свидетельства о допуске к работам, выдаваемого саморегулируемой организацией, которое по своей сути дублирует нормы ч. 5 ст. 55.5 Кодекса о процедурных условиях общего содержания свидетельства о допуске к работам, а также реализует общее правило саморегулирования, установленное п. 5 ч. 3 ст. 16 ФЗ о СРО, согласно которому исключительной компетенцией общего собрания является определение приоритетных направлений деятельности саморегулируемой организации. Конкретизируя комментируемую сферу саморегулирования, законодатель указал на то, что утверждение (одобрение, отнесение к видам деятельности) каждого вида работ, на который выдается свидетельство о допуске, в соответствии с п. 10 ст. 55.10 Кодекса входит в исключительную компетенцию общего собрания членов саморегулируемой организации, которое относит его к сфере деятельности саморегулируемой организации.6. Рассматриваемые нормы представляют собой составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую правило выдачи свидетельства о допуске к определенному виду или видам указанных работ при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации. Выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, саморегулируемой организацией осуществляется одновременно с приемом индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, при его соответствии требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам. Иначе говоря, без членства в саморегулируемой организации запрещается выдача ею свидетельства о допуске.7. В нормах ч. 7 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую особенности получения свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при приобретении некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации. Таким образом, без прохождения процедуры получения статуса саморегулируемой организации в порядке ст. 55.2 Кодекса выданные ею свидетельства о допуске к указанным работам будут недействительными. При этом законодателем установлена обязанность саморегулируемой организации в течение месяца после получения своего статуса (с указанием вида деятельности в порядке ст. 55.3 Кодекса) выдать своим членам соответствующие свидетельства о допуске. Легитимность свидетельства о допуске должна подтверждаться не только соответствующим решением общего собрания (см. ч. 6 рассматриваемой статьи), но и статусом саморегулируемой организации, установленным в определенном Кодексом порядке. Получение свидетельств о допуске членами согласно рассматриваемым нормам осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений в такие свидетельства (см. ч. ч. 10 - 14 настоящей статьи).8. Положения ч. 8 рассматриваемой статьи определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливающую правовое содержание допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Допуск к таким работам представляет собой один из основных результатов саморегулирования - подтверждение надежности и высокой квалификации исполнителя работ, обозначенных в Перечне согласно ч. 4 комментируемой статьи. Освидетельствование (выдача) допуска обусловливает действие механизма субсидиарной ответственности за причинение вреда в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации (см. ст. 60 Кодекса), т.е. за недостатки в работе своих членов организация несет ответственность своими средствами. Для обеспечения единства в оформлении основного документа саморегулирования законодатель определил, что форма свидетельства о допуске устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзором). Обратим внимание на письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 октября 2010 г. N 09-02-03/4967 "Разъяснения о порядке заполнения Формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", в котором указывается, что до внесения изменений в форму свидетельства о допуске целесообразно в графе "Отметка о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства" указывать, на каких объектах капитального строительства член саморегулируемой организации вправе выполнять указанный вид работ, а также, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять работы по организации работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, работы по организации подготовки проектной документации, указывать стоимость работ по одному договору. Эта рекомендация была реализована в соответствующем Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 13 ноября 2010 г. N 1042 "Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".9. Правила комментируемой части статьи регламентируют пределы действия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как установлено законодателем, выдача свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляется саморегулируемой организацией: - бесплатно (после соответствующей оплаты вступительного, членского взноса и взноса в компенсационный фонд в порядке ч. 6 ст. 55.6, п. 3 ч. 2 ст. 55.7, ч. 10.1 настоящей статьи Кодекса); - навсегда (с условием прохождения установленных переквалификации и аттестации согласно федеральному минимуму ч. ч. 8 - 9 ст. 55.5 Кодекса); - на всю территорию действия норм комментируемого Кодекса (пределы действия федерального законодательства).10. В нормах ч. ч. 10, 11 - 14 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую порядок внесения изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Так, член саморегулируемой организации имеет право на внесение изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае намерения увеличить количество видов работ, которые указаны в свидетельстве о допуске, член саморегулируемой организации обязан аргументировать свое стремление заявлением с приложением соответствующих документов о соблюдении требований, установленных саморегулируемой организацией, согласно положениям ч. ч. 6 - 10 ст. 55.5 Кодекса. Недостаточная аргументация такого заявления согласно п. п. 1 и 2 ч. 11 настоящей статьи может служить основанием для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске. Правила, установленные ч. 10.1 комментируемой статьи, внесены в положения Кодекса в соответствии с п. 7 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ. Они устанавливают обязанность члена саморегулируемой организации до получения свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства вносить взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации (см. ч. ч. 6, 7 ст. 55.16 Кодекса).11. Положения ч. 11 настоящей статьи определяют часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, включающую исчерпывающий перечень оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Как установил законодатель, бесспорному отказу во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ подлежат три случая. Во-первых, фактическое несоответствие члена саморегулируемой организации требованиям, установленным саморегулируемой организацией согласно положениям ч. ч. 6 - 10 ст. 55.5 Кодекса (например, неисправность материально-технической базы); во-вторых, представление неполного объема документов, обозначенных в требованиях к выдаче свидетельства о допуске (например, документов о соответствующей квалификации работников согласно федеральному минимуму в порядке ч. ч. 8 - 9 ст. 55.5 Кодекса); в-третьих, неоплата взноса в компенсационный фонд в соответствии с нормами ч. 10.1 настоящей статьи при стремлении получить свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства.12. В правилах ч. 12 рассматриваемой статьи законодатель обозначил исчерпывающий характер перечня оснований для отказа во внесении изменений в свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, т.е. основания, кроме установленных в ч. 11 комментируемой статьи, могут устанавливаться только содержанием федерального законодательства, что реализует право членов саморегулируемых организаций в градостроительной сфере на свободу своей предпринимательской деятельности.13. В соответствии с комментируемыми положениями саморегулируемая организация обязана: - в течение тридцати дней со дня получения документов от своего члена проверить их и принять решение о внесении изменений в его свидетельство о допуске, касающихся допуска к определенному виду работ (отказе во внесении таких изменений); - направить решение о внесении изменений (отказе во внесении таких изменений) заявителю. Неисполнение (нарушение сроков, ненаправление решения заявителю) этих обязанностей может стать основанием арбитражного обжалования в порядке ч. 17 рассматриваемой статьи.14. Продолжением вышеуказанных обязанностей саморегулируемой организации при изменении видов работ в свидетельстве о допуске в ч. 14 рассматриваемой статьи обозначены: - выдача в трехдневный срок (с учетом только рабочих дней) после принятия решения о внесении изменений в свидетельство о допуске измененного свидетельства; - отбор ранее выданного свидетельства (согласно общим правилам учета документов строгой отчетности, см. Унифицированную форму первичной учетной документации N ИНВ-16 "Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности" (ОКУД 0317014), утвержденную Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88, Унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г. N 100); - внесение в реестр членов саморегулируемой организации сведений об изменении в обновленных свидетельствах о допуске (в порядке п. 3 ч. 2 ст. 55.17 Кодекса в такой реестр включаются в том числе сведения о допуске члена саморегулируемой организации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства); - направление информации об изменении в обновленных свидетельствах о допуске в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор), так как последний по общим правилам ч. 2 ст. 20 ФЗ о СРО и согласно ч. 1 ст. 55.18 Кодекса отвечает за ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности и внесение в него установленных согласно ч. 2 ст. 55.18 Кодекса сведений в отношении каждой саморегулируемой организации.15. В нормах ч. 15 комментируемой статьи обозначена составная часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяющую основы правового механизма прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно нормам ч. 1 комментируемой статьи исполнитель без наличия соответствующего свидетельства о допуске не может приступать к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (требования наличия свидетельства о допуске к установленным видам работ в градостроительной деятельности также определены положениями ч. 2 ст. 47, ч. ч. 4 и 5.1 ст. 48, ч. ч. 2 и 3.1 ст. 52 Кодекса). В рассматриваемой части обозначен исчерпывающий перечень семи юридических фактов, которые могут стать основанием для прекращения в отношении определенного вида (видов) работ действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе: 1) добровольное волеизъявление члена саморегулируемой организации с последующим решением в порядке ст. 55.11 постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации (о добровольном характере членства в саморегулируемой организации см. комментарий к п. 1 ч. 1 ст. 55.7 Кодекса); 2) решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в порядке ст. 55.11 при наличии свидетельства о допуске к такому же виду работ, выданного их члену в другой саморегулируемой организации (о запрете получения допуска на определенный вид работ от разных саморегулируемых организаций см. комментарий к ч. 2 настоящей статьи); 3) решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в порядке ст. 55.11 и п. 3 ч. 2 ст. 55.15 Кодекса при наличии оснований для приостановления в соответствии с ч. 3 ст. 55.15 Кодекса действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в отношении определенного вида или видов работ, а также неустранения таких оснований в установленный срок (шестьдесят календарных дней); 4) решение суда (в порядке п. 3.3 ст. 6 и ч. 7 ст. 55.19 Кодекса органы государственной власти (орган надзора за саморегулируемыми организациями) в пределах полномочий в области градостроительной деятельности могут обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций); 5) прекращение членства в саморегулируемой организации (особенности общих правил членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях, регламентированные положениями ст. 5 ФЗ о СРО, указаны в комментарии к ч. 1 ст. 55.4 Кодекса); 6) решение общего собрания членов саморегулируемой организации при применении меры дисциплинарного воздействия в соответствии с нормами п. 4 ч. 2 ст. 55.15 Кодекса (основы правового регулирования общего собрания членов саморегулируемой организации - высшего органа управления саморегулируемой организации - определены в ст. 55.10 комментируемого Кодекса и ст. ст. 15, 16 ФЗ о СРО); 7) исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций (общие правила исключений сведений (снятия статуса саморегулирования) о некоммерческой организации из государственного реестра регламентированы положениями ст. 21 ФЗ о СРО, а также ч. ч. 4 - 5, 8 ст. 55.18 Кодекса).16. Последней нормой правового механизма прекращения действия свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в ч. 16 комментируемой статьи установлено императивное правило обязательного прекращения членства в саморегулируемой организации, если прекратило действие выданное в такой организации свидетельство о допуске к работам (за исключением случая приобретения в порядке ч. 7 ст. 55.8 Кодекса некоммерческой организацией статуса саморегулируемой).17. Положения рассматриваемой части определяют составную часть правового института допуска к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливающую право арбитражного обжалования решений, действий (бездействия) саморегулируемой организации при реализации правовых механизмов выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, внесения в них изменений, а также прекращения действия такого свидетельства.18. Нормы ч. 18 комментируемой статьи определяют условие легитимности начала и прекращения действия свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Таким образом, законодателем установлено, что свидетельство о допуске к работам не действительно без внесения саморегулируемой организацией в реестр членов саморегулируемой организации сведений о выдаче такого свидетельства о допуске члена саморегулируемой организации к указанным работам. Можно сделать вывод, что отсутствие в реестре членов саморегулируемой организации сведений о прекращении действия свидетельства о допуске даже при наступлении любого из семи юридических фактов, исчерпывающий перечень которых обозначен в ч. 15 рассматриваемой статьи, формально означает действительность такого свидетельства. Говоря о допуске к различным видам строительных работ в области саморегулирования, следует отметить, что в п. 32.10 разд. III Перечня (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624) "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" указан строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и аэродромов, мостов, эстакад и путепроводов. В данной связи Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 декабря 2010 г. по делу N А53-5882/2010 указано, что для осуществления лабораторного контроля качества асфальтобетонного покрытия необходимо иметь допуск к проведению строительного контроля, выданный саморегулируемой организацией.
Комментарий к статье 55.8

Консультации юриста к комментариям ст. 55.8 ГрК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос