Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 16.1 КОАП РФ. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 16] [Статья 16.1]
1. На заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) 27 ноября 2009 г. на уровне глав Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС). Указанный Договор ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза". В Российской Федерации ТК ТС применяется с 1 июля 2010 г. Нормы ТК ТС имеют прямое действие.В регулировании ряда вопросов, предусмотренных ТК ТС, имеются значительные различия в национальных системах законодательств государств - членов Таможенного союза. В связи с этим в ТК ТС регулирование отдельных вопросов отнесено на международные договоры государств - членов Таможенного союза, решения Комиссии Таможенного союза и национальные законодательства государств - членов Таможенного союза в части, не противоречащей ТК ТС.Таким образом, таможенное законодательство Таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров, принятых на основании ТК ТС, и решений Комиссии Таможенного союза (ст. 3 ТК ТС). Если международные договоры государств-членов Таможенного союза и решения Комиссии Таможенного союза, предусмотренные ТК ТС, не вступили в силу на момент вступления в силу указанного Кодекса, то до их вступления в силу применяется национальное законодательство, регулирующее соответствующие правоотношения (ч. 3 ст. 366 ТК ТС). Вопросы, отнесенные к уровню национального законодательства, регулируются Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании). В данном Законе нашли отражение нормы, регулирование которых прямо отнесено на национальное законодательство государств - членов Таможенного союза или не затронуто ТК ТС.Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации (ст. 2 Закона о таможенном регулировании).Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" были приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.Статьей 3 указанного Договора установлено, что виды преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются национальным законодательством с особенностями, установленными Договором. Договором установлены обязательства членов Таможенного союза принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и административную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства, и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний.Очевидно, что терминология и большинство норм комментируемой главы должны быть приведены в соответствие с таможенным законодательством Таможенного союза. Настоящий комментарий подготовлен с учетом норм ТК ТС и Закона о таможенном регулировании.2. Комментируемой статьей устанавливается административная ответственность за наиболее опасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий с уголовным преступлением (ст. 188 УК РФ "Контрабанда") - незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.Согласно ст. 2 ТК ТС таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.Статья включает в себя три части. Каждая из частей представляет собой самостоятельный состав, отличающийся способами незаконного перемещения товаров и (или) транспортных средств.Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в области порядка и условий перемещения товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу и установленный порядок проведения таможенного контроля.Статьей 150 ТК ТС установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.В соответствии с подп. 3, 4, 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза. При этом под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.Незаконным перемещением товаров через таможенную границу является перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, которое выделяется в специальный состав административного правонарушения по ст. 16.2 КоАП РФ, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС).Под товарами ТК ТС понимает любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носителей информации, валюту государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическую и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подп. 35 п. 1 ст. 4). Транспортные средства рассматриваются как категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер (подп. 39 п. 1 ст. 4 ТК ТС).Понятия "ввоз товаров в Российскую Федерацию", "вывоз товаров из Российской Федерации" определены в ст. 5 Федерального закона "О таможенном регулировании".3. Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляет нарушение порядка прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию или их убытия с этой территории. В диспозиции данной части указаны способы совершения указанного правонарушения: помимо пунктов пропуска через Государственную границу РФ либо иных установленных мест прибытия (при убытии - иных мест, установленных в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе) или вне времени работы таможенных органов, а при убытии - также без разрешения таможенных органов.Статьей 156 ТК ТС установлено, что прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах (ст. 162 ТК ТС) и с разрешения таможенного органа (п. 4 ст. 163 ТК ТС).В связи с принятием ТК ТС таможенный контроль на российско-белорусской границе и на российско-казахской границе отменен. Ввоз товаров в РФ непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществляться в местах прибытия, указанных в статье 156 ТК ТС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу РФ, во время работы таможенных органов (ст. 193 Закона о таможенном регулировании).В соответствии со ст. 195 Закона о таможенном регулировании вывоз товаров из РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза должен осуществляться в местах убытия, указанных в ст. 162 ТК ТС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу РФ, и во время работы таможенных органов. В случаях, если убытие товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза будет осуществляться с территорий других государств - членов Таможенного союза, перемещение таких товаров из РФ на территорию государства - члена Таможенного союза может осуществляться в любых местах, если иное не установлено Правительством РФ.4. Объективную сторону правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи составляет сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других.Таможенный контроль представляет собой совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза. Соответственно к ответственности по ч. 2 данной статьи лицо может быть привлечено за воспрепятствование осуществлению таможенными органами установленных функций способами, указанными в диспозиции статьи.При ввозе на таможенную территорию сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако обнаружен факт сокрытия таможенным органом может быть на любом этапе ввоза, вплоть до декларирования. При вывозе сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории.Предметом правонарушения по ч. 2 данной статьи являются товары, которые сокрыты от таможенного контроля.5. Объективную сторону правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи составляет сообщение таможенному органу недостоверных сведений о товарах при прибытии на таможенную территорию (ст. 159 ТК ТС), при убытии с таможенной территории (ст. 163 ТК ТС), для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, а также при помещении товаров на склад временного хранения (ст. 169 ТК ТС).Диспозиция комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень недостоверных сведений о товарах, за сообщение которых наступает административная ответственность: количество грузовых мест, маркировка и наименование, вес и (или) объем товаров.Представление таможенному органу иных недостоверных сведений не влечет ответственности по ч. 3 данной статьи.Указанное деяние может быть совершено следующими способами: путем представления недействительных документов либо путем использования поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.6. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, являются лица, осуществляющие перевозку товаров через таможенную границу с нарушением порядка прибытия и убытия.Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, выступает лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу. Таким лицом может быть перевозчик, иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров. К ответственности по данной части комментируемой статьи может быть привлечен также российский отправитель товаров, если будет установлено его участие непосредственно в сокрытии товаров.Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. В зависимости от этапа перемещения таким лицом может быть перевозчик, экспедитор (если он является лицом государства - члена Таможенного союза), лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения, владелец склада временного хранения, в котором товары будут храниться после завершения процедуры транзита.7. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи, характеризуется виной как в форме умысла, так и неосторожности, а ч. 2 - только умысла.В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 8) отмечается, что "при определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств данного правонарушения".8. Относительно применения санкций за совершение правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 8 указывается следующее.Поскольку ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ в качестве предмета административного правонарушения рассматривает не только товары, но и транспортные средства, то размер штрафа, налагаемого на лицо, виновное в совершении данного правонарушения, должен исчисляться исходя из стоимости товаров и транспортных средств, на которых эти товары были перемещены. Если товары перемещались на гужевой повозке, то ее стоимость (например, стоимость лошади, саней, упряжи) также следует учитывать при определении размера штрафа. До приведения комментируемой главы в соответствие с ТК ТС следует учитывать, что ТК ТС классифицирует транспортные средства как категорию товара и содержит отдельное понятие "транспортные средства международной перевозки".При назначении административного наказания в виде штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, необходимо иметь в виду, что конфискация орудий совершения данного административного правонарушения в указанном случае является обязательной. Если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия административного правонарушения.9. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1), а по ч. ч. 1 и 3 - должностные лица таможенных органов (ст. 23.8) и судьи (ч. 2 ст. 23.1).Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 и п. 12 ч. 2 ст. 28.3).10. Статья содержит два примечания, имеющих общее значение для комментируемой главы. Первое примечание указывает на исключение из общего правила, установленного ст. 2.4, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица. За правонарушения, предусмотренные данной главой, на индивидуальных предпринимателей налагаются административные наказания, установленные для юридических лиц. Подобная корректировка норм Общей части КоАП РФ представляется не вполне оправданной с точки зрения законодательной техники, однако аналогичные примечания сопровождают ст. ст. 15.3 - 15.11, 15.25 КоАП РФ.Второе примечание дает определение понятия "недействительные документы", которое используется в большинстве статей данной главы.
Комментарий к статье 16.1

Консультации юриста к комментариям ст. 16.1 КоАП РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос