Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 1 Земельного кодекса РФ. Основные принципы земельного законодательства

[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава I] [Статья 1]
1. Термин "принцип" в переводе с латинского означает "основа". Принципы, перечисленные в ст. 1 ЗК, - это основополагающие правовые идеи, на базе которых должна формироваться вся нормотворческая деятельность в области земельного законодательства. Общие отраслевые принципы земельного законодательства, установленные в данной статье, основываются на общеправовых принципах, закрепленных Конституцией, и основных началах гражданского законодательства, дополняя и уточняя их (см. ст. 1 ГК РФ).Как и любой другой институт, правовое регулирование земельных отношений нуждается в общих принципиальных подходах формирования нормативных правовых актов, выражающих взгляды законодателя на характер и содержание современных земельных отношений, т.е. основные направления земельной политики государства. Этим же принципам должно подчиняться также подзаконное нормотворчество вне зависимости от субъекта его издания.Сложность регулирования отношений по использованию и охране земли заключается именно в ее двойственном характере: 1) земля - важнейшая составная часть природы, являющейся основой жизни и деятельности людей, поэтому любые действия с землей не могут осуществляться с нарушением прав и интересов проживающих на ней граждан (см. ст. 9 Конституции); 2) земля - один из объектов гражданских прав, т.е. имущество, которое участвует в гражданском обороте в качестве объекта права собственности или других прав, если не установлены исключения (см. ст. ст. 128, 261 ГК). Подпункт 1 п. 1 закрепляет принцип приоритетности охраны земли перед ее использованием в качестве объекта недвижимости и требует, чтобы правовое регулирование использования и охраны земли и природных ресурсов осуществлялось с учетом значимости их как основы жизни и деятельности.Подпунктом 2 п. 1 конституционные принципы осуществления собственниками и другими правообладателями земли свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами уточняются тем, что реализация указанных прав возможна при условии исключения нанесения ущерба окружающей природе и земле как части ее.Подпункт 3 п. 1 развивает конституционный принцип права каждого гражданина на охрану здоровья (см. ст. 41 ЗК; ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318). Этот пункт устанавливает принцип приоритетности охраны жизни и здоровья человека при реализации прав в сфере землепользования и охраны земли всеми субъектами земельных отношений, так как прежде всего земля является территорией проживания людей.Подпункт 4 п. 1 устанавливает принцип доступности для граждан, общественных и религиозных организаций (объединений) участия в решении вопросов использования земли любыми субъектами земельных отношений, если реализация прав другими лицами затрагивает их интересы (например, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд). Это нашло свое воплощение в различных нормах ЗК (см. ст. ст. 23, 31 и др.). Обеспечивается этот доступ органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые выясняют мнение граждан через собрания, сходы граждан, местные референдумы и др.До установления частной собственности на землю в России существовал принцип следования земли за домом, поскольку земля могла быть только в собственности государства. В настоящее время приоритет отдан земле, и поэтому в подп. 5 п. 1 установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, т.е. объекты (здания, сооружения) на земле следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подробнее см. комментарий к ст. ст. 35, 36 ЗК; ст. ст. 552, 652 ГК). Это одна из сложных проблем, поскольку и земельный участок, и возведенные на нем строения имеют один статус - недвижимость. Однако целевое назначение земельного участка определяет и вид возводимого строения, а изменение его влечет изменение характера использования и недвижимого имущества.Подпункт 6 п. 1 комментируемой статьи содержит перечень видов земель, сохранение которых является приоритетным. Это особо ценные земли и земли особо охраняемых территорий, что вовсе не означает, что земли других категорий менее важны для общества. Изменение целевого назначения земель субъектами земельных правоотношений запрещено либо ограничено по правилам, установленным в ЗК (подробно см. ст. ст. 95, 100 ЗК).Принцип платности землепользования, установленный подп. 7 п. 1, выражается в определении платежей в виде земельного налога и арендной платы за земельные участки (см. комментарий к ст. 65). Исключением из этого правила является предоставление льгот по земельным платежам, которые могут вводиться федеральными законами и законами субъектов РФ, а субъектный состав и размер льгот - определяться в зависимости от возможностей бюджета.Так, например, распоряжением губернатора Московской области от 22.07.2006 N 448-РГ создана рабочая группа по упорядочению взимания земельного налога и рекомендовано муниципальным образованиям устанавливать ставки земельного налога дифференцированно по категориям земель и видам разрешенного использования, поскольку пересмотр кадастровой стоимости земли возможен лишь по истечении трех лет. Представительные органы муниципальных образований могут предоставлять дополнительные льготы по уплате земельного налога категориям граждан, перечисленным в п. 5 ст. 391 НК РФ, а также расширять этот перечень в зависимости от возможностей бюджета.Следующим отраслевым принципом регулирования земельных отношений, установленным подп. 8 п. 1 ст. 1, является деление земель по целевому назначению на категории. Для каждой категории земель существует свой правовой режим, закрепленный ЗК (см. комментарий к ст. ст. 7, 8, 77 - 103 ЗК). Это означает, что вся правовая регламентация владения, пользования и распоряжения землями, установление охранных зон ориентированы на конкретные категории земель, перечень которых является закрытым и может быть установлен только ЗК.Подпункт 9 п. 1 устанавливает принцип разграничения собственности на землю на федеральную, собственность субъектов и собственность муниципальных органов, что позволяет более оперативно управлять и распоряжаться землями, находящимися в публичной собственности, что закреплено в нормах ст. ст. 16 - 19, 29 ЗК.Принцип дифференцированного подхода (подп. 10 п. 1) означает необходимость учета природных, социальных, экономических и иных факторов при определении правового режима земель, отнесении их к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с территориальным зонированием.Принцип сочетания интересов общества и граждан, установленный подп. 11 п. 1, означает, что правовая регламентация реализации прав на землю должна основываться на взаимном интересе всех субъектов земельных правоотношений, находить воплощение в нормах земельного законодательства, регулирующих использование земельных участков правообладателями, и определять ограничения и требования, направленные на защиту и обеспечение интересов всего общества.2. Пункт 2 комментируемой статьи констатирует, что перечень основных принципов земельного законодательства, установленный в п. 1 данной статьи, не является исчерпывающим и может дополняться.
Комментарий к статье 1

Консультации юриста к комментариям ст. 1 Земельного кодекса

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Земельный налог по Украине.. По закону "Про плату на землю" в ст. 13 говорится, что основанием для начисления земельного налога является данные с государственного земельного кадастра , а арендной платы на земли гос.или комун. собственности. Мое предприятие отводит землю под строительство склада.Усть все заключения и договор резервирования земли с ноября 2007г.После баталий Ю.Тимошенко землю отводить можно лишь через аукцион.Мы подали в суд на оганы мест. власти, и он обязал отвести нам землю .Решение суда октябрь 2008г.Сейчас идет подготовка бумаг для подачи на сессию горсовета.Налоговая инспекция начала звонить и требовать уплаты земельного налога со дня резервирования земли, обосновывая тем , что землей мы пользуемся значит и платите за 2 года плюс штраф. Мне не понятно согласно какого документа мы должны платить.Разрешительный центр требует среди многих документов оценку земли .Мы ее взяли в 2007г. В общем разночтения в Земельном кодексе Законе о плате за землю и прочих подзаконных актахсоздает тяжбу с властями. Если кто-то может помочь по этому вопросу напишите желательно со статьями законодательства.
    • Ответ юриста:
      У самого похожий случай.Пользуемся землёй с 2003 года и платим налог.В расёте земельного налога приложение 1 - написано"документи, що встановлюють право власності та/ або користування землею"Заметьте! АБО!Вообще то сума налога по сравнению с расходами на приватизациюкоторые Вы понесёте - невелика За 34 сотки я плачу 840 грн в годПроцесс оформления земли может затянутся на годыа налоговой нужны налоги уже сейчасКстати и при оформлении документов у Вас потребуют подтвержденияоплаты земельного налога.Судиться тут (по-моему) бесполезноВ этих дебрях любой юрист ногу сломитОсобенно если это где-то на перефирииТам чиновники вообще - сплошь самодурыСудиться можно только с налоговойЧтоб не выставляла штраф за предыдущие годаНо для начала попробуйте объясниться с ними так сказать - полюбовно
  • О купле земельного участка под строительство дома. Местные органы власти (небольшой поселок) выставляют на торги всего три участка, при том что под строительство домов отведено огромное поле. Выкупленных участков мало, места свободного очень много. На три участка - семь претендентов.Подскажите пожалуйста кто знает: где и как можно узнать правомерны ли действия местных органов? Почему на торги выставляются только три участка? Как узнать правомерно ли установили стартовую цену? И вообще можно ли взять участок без всяких там торгов? Как все это узнать, не бращаясь к этим же органам власти, ведь от них правды ждать не приходиться(((
    • Ответ юриста:
      Все варианты изложены в Земельном кодексе РФ, ст. 30. З/участки предоставляются для строительства в аренду или в собственность. В собственность - только на торгах! В аренду можно и без торгов, но: 1) с предварительным опубликованием в местных СМИ объявления о предоставлении такого участка любому для строительства; 2) если на это объявление откликнется ТОЛЬКО один желающий. Если подадут заявки два лица - то проводятся торги, с победителем заключается договор аренды. Удачи Вам...
  • вопрос про оформление земли. дом оформлен на двоих по 1/2 у каждого ,земля не оформлена в собств. Вопрос-может ли один собст 1/2 дома при согласии второго оформить всю землю на себя.
    • Нет, в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ земля приобретается пропорционально принадлежащщим долям на здание находящееся на данном земельном участке.
  • Договор дарения земельного участка. Действующие лица: бабушка, дедушка, мать и внучка (я). Земельный участок 8 соток с домом посередине. Бабушка приватизировала участок на себя, дом не оформляла. Затем ее дочь (моя мать) подала заявление о праве на наследство. Дед написал на меня доверенность, чтобы я занялась его наследством. Затем я по доверенности подала заявление о праве на наследство. Поскольку правоуст. документа на дом нет - решили оформлять только землю (тем более что дом старый, собираемся его сносить). В общем, собрав все документы я поехала в регпалату, где через месяц мне выдали св-во о госрегистрации на имя деда (долевая собственность в праве 1/2). Так вот дед решил подарить свою 1/2 мне (внучке). Мы уже составили договор дарения в простой письменной форме и я собираюсь с ним ехать в регпалату, чтоб зарегистрировать этот договор дарения, чтоб потом получить св-во о госрегистрации на мое имя. Так вот вопрос - нужно ли письменное нотариально заверенное согласие матери на то, что дед дарит мне свою долю в праве 1/2?
    • Ответ юриста:
      При дарении правила ст. 250 Гражданского кодекса РФ не применяются. Отказ от права преимущественной покупки вашей матушки был бы нужен в случае продажи доли дедом, у Вас - дарение. Кстати, при подаче документов в Рег. службе должны присутствовать обе стороны, либо их представители на основании нотариально удостоверенной доверенности. Одного Вашего присутствия - одаряемой - недостаточно.
  • земельный кодекс РФ п. 1 ст. 36. если стоение некапитальное, допусим ларек, но в собственности!!! может ли любое другое лицо оформить земельный участок в собственность или в аренду, не важно, на котором находится этот объект?
    • при условии, что ларек самовольно стоит на земле. если нет у вас право первой очереди
  • Алина Казакова
    Подскажите где проходит четко граница между имуществом собственника и общим имуществом?
    • Перечень общего имущества многоквартирного дома указан в Жилищном кодексе РФ (межлестничные площадки, коридоры, крыши, подвальные помещения, лифтовые, электрощитовые, земельный участок пот домом, обще домовые сети (элетросети, стояки горячей...
  • Валерия Сергеева
    помогите с задачкой.Пожалуйста.. По землям сельскохозяйственного производственного кооператива проходил трубопровод городского канализационного коллектора. В результате разрыва трубы были затоплены посевы и погиб урожай клевера на площади 6 га. Владелец трубопровода «Водоканал» не принял необходимых мер по ликвидации последствий аварии и кооператив был вынужден своими силами провести работы по осушению и очистке земель. К «Водоканалу» было предъявлено требование о возмещении затрат, проведенных кооперативом по приведению земель в надлежащее состояние, а также компенсации стоимости погибшего урожая клевера. 1.Нормами каких отраслей права регулируются отношения, возникшие у кооператива? 2.На основании каких правовых норм должен быть решен вопрос о размере ущерба, возникшего у кооператива? 3.В какой орган и в какой срок (исковая давность) вправе обратиться кооператив с просьбой о привлечении ответчика к имущественной ответственности?
    • 1. Нормами гражданского и земельного законодательства. 2. ст. 76 ЗК РФ 3. Срок исковой давности по общему правилу 3 года. Обращаться надо в Арбитражный суд по месту нахождения ответчика.
  • Валентина Виноградова
    Может ли гражданин другой страны приобрести в собственность недвижимость, землю в России ?. ..в Карелии в частности
    • Ответ юриста:
      Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ст. ст. 3, 4). Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом.В настоящее время российским законодательством установлены следующие ограничения. Иностранные граждане не могут:- иметь в собственности земельные участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ; иностранные граждане могут быть членами таких товариществ, если земельные участки предоставлены им в аренду или срочное пользование (ст. 18 Закона о дачных объединениях) ;- иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЗК) ;- бесплатно получить в собственность земельные участки, находящиеся у них в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, в иных предусмотренных законом для граждан Российской Федерации случаях безвозмездного приобретения участков (п. 5 ст. 28 ЗК) ;- воспользоваться преимущественным правом покупки земельного участка при приобретении в собственность зданий, строений, сооружений из перечня, который может быть утвержден Президентом РФ (п. 5 ст. 35 ЗК) ;- иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением участков для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями) (ст. ст. 1, 3 Закона об обороте земель) .Вместе с тем с учетом вышеперечисленных ограничений иностранные физические лица могут приобретать право собственности на земельные участки в порядке наследования и путем приобретения участков, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц.Иностранные граждане - собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном ст. 36, и в соответствии с п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15 и пунктами 4 и 5 ст. 28 ЗК РФ. В п. 9 ст. 36 ЗК РФ говорится о праве иностранных лиц на получение земельных участков. По смыслу статей ЗК РФ указанные лица имеют право на получение земельных участков на праве собственности или в аренду только в случаях, когда на земельном участке расположено здание, строение, сооружение, являющееся собственностью этих лиц. Предоставление свободных от застроек участков этим лицам на праве собственности либо в аренду не оговаривается. На основе изложенного можно сделать вывод, что в ЗК РФ конкретизировано право иностранного лица на получение земельных участков на праве собственности при нахождении на этих земельных участках зданий, строений или сооружений, являющихся его собственностью. В остальных случаях, когда объекты, расположенные на земельных участках, используются иностранным лицом на ином праве, эти земельные участки предоставляются в аренду.В отношении иных видов недвижимого имущества ограничений в возможности приобретения права собственности иностранными гражданами не установлено.Таким образом право собственности на дом или квартиру можно оформить на иностранного гражданина, а с землей -возможны сложности
  • Никита Яненко
    зачем люди в частных домах ставят счетчики на воду??
    • Такое государство! Нет у нас никаких счетчиков. Я чет такого не слышала, чтобы на скважину ставили счетчики. недопонимаете конечно. на собственную скважину нормальный человек не будет ставить счетчик . а вот на центральный водопровод да. У...
  • Ирина Комарова
    Как разъеденить лиц. счет? Договор соц. найм.
    • Обратиться в исполком по месту жительства с заявлением о разделении лицевого счета никак лицевые счета не делят с 2005 года Только определить порядок оплаты коммунальных услуг, т. к. лицевые счета не делятся уже давно. В судебном порядке...