Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 16 Земельного кодекса РФ. Государственная собственность на землю

[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава III] [Статья 16]
1. Положения настоящей статьи дублируют норму п. 2 ст. 214 ГК РФ и устанавливают презумпцию принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным).В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации). Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией. Например, на уровне Российской Федерации права собственника реализуют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).Федеральный закон о введении в действие ЗК устанавливает особые правила по распоряжению отдельными федеральными земельными участками. Так, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению отдельными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г. Эти правила действуют в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений об их включении в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства).Указанные полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия решения о включении в границы населенных пунктов. Данное ограничение срока не применяется в случае, если до истечения срока органами государственной власти субъектов РФ принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками.Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности ("публичной" собственности). Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы, как правило, после перевода их в другую категорию. Монополизировав некоторые виды деятельности, только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения. Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация).2. Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земли на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов "О земле" 1917 г., Декрета ВЦИК "О социализации земли" 1918 г. и Земельного кодекса РСФСР 1922 г. После образования Союза ССР земля была признана собственностью государства в Общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР в 1928 г. Законом СССР от 06.03.1990 N 1305-1 "О собственности в СССР" была ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю.В дальнейшем разграничение единой государственной собственности и передача различных объектов (видов) имущества в федеральную собственность и собственность субъектов РФ производились на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также распоряжения Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности". В приложениях 1 и 2 к названному Постановлению Верховного Совета РФ содержались перечни объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, и объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ.Основания для разграничения государственной собственности на землю были закреплены Конституцией 1993 г., согласно которой к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относится разграничение государственной собственности (п. "г" ч. 1 ст. 72).С реформированием земельных отношений и необходимостью введения многообразия форм собственности на землю потребовалось введение механизма разграничения государственной собственности. Для проведения такого разграничения был принят специальный Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Этот Закон регулировал отношения, связанные с возникновением права собственности у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю; определял основания внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у названных субъектов возникало право собственности; устанавливал порядок разграничения государственной собственности на землю.Процедура разграничения государственной собственности на землю включала формирование перечней земельных участков, издание актов Правительства РФ по утверждению перечней земельных участков, землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков и регистрацию права собственности на землю Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.Порядок, предусмотренный в названном Законе, являлся весьма сложным и занимал значительное время. Например, подготовка одного перечня земельных участков при отсутствии спора и при наличии всех необходимых документов в среднем занимала 7 - 9 месяцев. В основном разграничение государственной собственности на землю затронуло выделение федеральных земель. Это привело к тому, что с 1 июля 2006 г. ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.В современных условиях разграничение государственной собственности на землю производится на основании положений ЗК, ФЗ о введении в действие ЗК и иных федеральных законов. В ст. 3.1 ФЗ о введении в действие ЗК в целях разграничения государственной собственности на землю определены критерии такого разграничения и выделения земельных участков Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (см. комментарий к ст. ст. 17 - 19).Государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельные участки при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 (СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074).По смыслу п. "г" ч. 1 ст. 72 Конституции во взаимосвязи с ее ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 8 и п. "д" ст. 71 , разграничение государственной собственности осуществляется между публично-правовыми образованиями, связанными отношениями субординации и координации, которые основаны на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Следовательно, отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, представляют собой систему публично-правовых властных отношений, одновременно субординационных и координационных по своему характеру. Именно в силу этого данные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, по общему правилу не регулируются гражданским законодательством, определяющим правовое положение участников гражданского оборота и регулирующим имущественные отношения. Разграничение государственной собственности на землю является специфическим основанием возникновения права собственности на земельные участки.В п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК закреплен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжение осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. В то же время закрепляется, что отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.По общему правилу право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. В то же время законодатель устанавливает определенные исключения из этого правила (см. комментарий к ст. 29).
Комментарий к статье 16

Консультации юриста к комментариям ст. 16 Земельного кодекса

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Являются ли владельцы квартир в многоэтажных домах плательщиками земельного налога? (вн). У нас в подъезде недавно появилось объявление за подписью старшей по дому. Суть этого объявления в том, что жильцы дома должны погасить задолженность по земельному налогу, которая образовалась в 1996 году. Больше 20 лет живем в этом доме и о том, что должны платить земельный налог, ни разу не слышали. Насколько я знаю, земельный налог - это определенный процент от кадастровой стоимости земельного участка. Его платят организации и физические лица, имеющие в собственности землю. За какую землю с нас требуют налог - мне не понятно. Если имеется в виду участок, на котором стоит мой дом, то каким образом будут определять сумму, которую должна лично я. Я должна платить налог с 70 метров, которые занимает моя квартира? Но эти же 70 метров участка, помимо меня, занимают еще 8 квартир (у нас 9-этажный дом)...В общем - какой-то бред...Объясните, кто в курсе, кто в этой ситуации не прав...
    • Ответ юриста:
      Надобность облагать налогом землю под многоквартирным домом, переходящую в общую долевую собственность, возникает только после формирования участка и проведения кадастрового учета (ст. 16 Закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ») . Я думаю Вы не формировали и не оформляли участок, а значит чьи либо требования по уплате земельного налога неправомерны. Земельный налог устанавливается местной законодательной властью и хотя эта власть не имеет права вылезать за рамки НК РФ, но оформить участок без ведома жильцов они могут... .С год назад мне попадалось письмо Минфина с разъяснениями, из кот. вытекало, что если земля находится под недвижимостью, то земельный налог по любому не платится. И еще кое что.. . По жилищному кодексу в общую долевую собственность жильцы многоквартирных домов получают не только жилые помещения, но и ПРИлегающую территорию. Т. е. еще и двор в собственности жильцов.
  • Если земельный участок оформлен под ИЖС то в какой срок я должен там построить что либо?
    • в какой захочеш
  • Товарищи подскажите пожалуйсто правильное ли решение задачи?. Гражданину был выделен 16 мая текущего года земельный участок площадью 500 кв. м. Исчислить сумму земельного налога. Решение: В соответствии со подп.1 п.1 ст. 394 НК РФ сумма земельного налога определяется следующим образом: Коэффициент = 7 / 12 = 0,58 Земельный налог = кадастровая стоимость участка × 0,3% × коэффициент Земельный налог = кадастровая стоимость участка × 0,3% × 0,58 Примечание - Решение задачи производится в соответствии с нормами главы 31 части второй Налогового кодекса РФ.
    • Ответ юриста:
      Вопрос первый гражданину "выделен" это что значит? Налог на землю платят только собственники земли которые имеют свидетельство купли-продажи на землю. А во вторых вопрос вы берете ставку 0,3% зем. налога вы используете землю под сельхоз. хозяйство? Если вы собственник и ииспользуете землю под с/х то расчет за год верный
  • Как вычилсить кадастровую стоимость земельного участка. В договоре купли продажи земельного участка, есть необходимость указывать кадастровую стоимость, при этом она неизвестна. Подскажите пожалуйста как ее вычислить МО Подольский Район 7 соток.
    • Ответ юриста:
      Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗСтатья 66. Оценка земли2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) .Кадастровая стоимостьсельскохозяйственных угодий административных районовМосковской области(утв. распоряжением Министерства экологии и природопользованияМосковской области от 16 июня 2003 г. N 261-РМ)N │ Административный район │Кадастровая стоимость (рублей за гектар)│п/п│ 25 │Подольский │ 47487,00 │
  • Оксана Павлова
    Какими нпа регулируется порядок разграничения гос. собственности на землю?
    • Ответ юриста:
      До 01.07.2006г. эти вопросы регулировались законом от 17.07.2001 . N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", которым были установлены критерия разграничения и многоэтапная процедура согласования. С указанной даты (по закону № 53-ФЗ от 17.04.2006) закон № 101-ФЗ утратил силу, а порядок разграничения и распоряжения такими земельными участками отражен в ст. 3 и 3.1закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001г.
  • Раиса Захарова
    Здравствуйте, подскажмите пожалуйста процедуру покупки земельного участка (приватизирован) у физ лица. с чего начать?
    • Ответ юриста:
      При покупке земельного участка, прежде всего, необходимо проверить права продавца на земельный участок. Основными документами являются: - свидетельство о государственной регистрации права собственности на землю; - документ-основание для регистрации права. Это может быть договор, свидетельство о праве на наследство, акт приема-передачи земельного участка в уставной капитал и так далее; - кадастровый паспорт. Так же не лишним будет попросить у продавца: - справку о нормативной стоимости; - справку об отсутствии арестов и запрещений; - справку об отсутствии зданий, строений и сооружений на участке. Необходимо проверить и документы продавца: паспорт гражданина РФ либо Свидетельство о регистрации и учредительные документы юридического лица. Если вы имеете дело с продавцом – физическим лицом, необходимо ознакомиться со следующими документами: - нотариально удостоверенное согласие супруга на совершение сделки; - разрешение органов опеки и попечительства в случае, если совладельцем земельного участка (или иного приобретаемого объекта недвижимости) является несовершеннолетний. Также стоит попросить предоставить справки районных психоневрологического и наркологического диспансеров о том, что продавец не состоит на учете и имеет диагноз ("здоров") по результатам осмотра психиатра. При проверке незастроенного земельного участка особое внимание нужно уделить основаниям, по которым у продавца возникло право на земельный участок, а так же соответствию категории и вида разрешенного использования земли тому планируемому использованию, для которого приобретается участок. Какие дополнительные документы необходимо проверить при покупке земельного участка, в том случае, если на нем начато строительство В случаях, когда на участке уже начато строительство, необходимо удостовериться в наличии комплекта исходно-разрешительной документации, в частности: - проекта планировки территории; - технических условий на присоединение инженерных коммуникаций; - градостроительного заключения; - утвержденной и согласованной в архитектурных и надзорных органах проектной документации. Основным же документом, дающим право на строительство, является разрешение на строительство за подписью главы администрации района.
  • Виктор Лапыгин
    Чем в Белорусии жизнь хороша?
    • отстутствием олигархии, государственной собственностью на землю и средства производства, социальной защищённостью населения
  • Галина Рябова
    какие територии были завоёваны арабами
    • После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом ( заместителем пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бекр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда. Халифская власть досталась Абу...
  • Валерий Ожирков
    ИСТОРИЯ!!! Помогите ответить на один вопрос пожалуйста!!! Там по России 16-ого века)
    • Особенности сословного представительства в России 16 века Появление наряду с самодержавной властью сословно-представительных учреждений на местах (губные и земские органы) и в общегосударственных масштабах (Земские соборы) дало повод...
Добавьте комментарий или задайте вопрос: