Комментарий к ст 11 Градостроительного кодекса РФ. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 11]
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы процедур подготовки и утверждения схем территориального планирования РФ, которые включают:
- полномочия Правительства РФ утверждать и вносить изменения в схемы территориального планирования РФ, за исключением схем территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства;
- полномочия Президента РФ утверждать схемы территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства;
- условие обязательного согласования с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ согласно нормам ст. 12 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования РФ до их утверждения;
- право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования РФ;
- право оспаривания схемы территориального планирования РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы;
- право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами;
- определение порядка внесения изменений в схемы территориального планирования РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 12 Кодекса;
- полномочия Правительства РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы;
- соблюдение требований законодательства РФ в области обороны и государственной тайны при установлении состава, порядков подготовки и согласования проектов схем территориального планирования РФ, включающих в себя карты планируемого размещения объектов обороны и безопасности, а также порядка внесения изменений в такие документы и особенностей их опубликования.
В нормах ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи реализуется полномочие органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности, установленное п. 1 ст. 6 Кодекса.2. Из содержания ч. 2 рассматриваемой статьи можно сделать вывод о том, что схемы территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства утверждаются только Президентом РФ и не подлежат изменению.3. Часть 4 комментируемой статьи включает условие обязательного согласования с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ согласно нормам ст. 12 настоящего Кодекса проектов схем территориального планирования РФ до их утверждения. Отметим, что такое согласование осуществляется в порядке общих правил ч. 6 ст. 9 Кодекса и проводится для последующей оценки возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на социально-экономическое развитие субъекта РФ, возможного негативного воздействия данных объектов на окружающую среду на территории такого субъекта РФ.4. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил право заинтересованных лиц представить свои предложения по проектам схем территориального планирования РФ.5. Часть 9 рассматриваемой статьи включает право оспаривания схемы территориального планирования РФ в судебном порядке правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такой схемы.
Положения ст. ст. 46 и 47 Конституции РФ гарантируют каждому лицу судебную защиту, которая представляется наиболее действенным способом защиты гражданских прав. При этом актуальное развитие получают несудебные формы разрешения правовых конфликтов, для чего внедряются досудебные процедуры разбирательства, расширяется компетенция административных и иных юрисдикционных органов (государственных и негосударственных), не входящих в судебную систему РФ. Говоря об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, следует отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина) (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2).6. Положениями ч. 10 настоящей статьи обозначено право представить предложения о внесении изменений в схемы территориального планирования РФ органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, заинтересованными лицами.7. Положениями ч. 11 комментируемой статьи законодатель определил порядок внесения изменений в схемы территориального планирования РФ в соответствии с требованиями правил настоящей статьи и ст. ст. 9, 12 Кодекса.8. Нормы ч. 12 настоящей статьи определяют полномочия Правительства РФ устанавливать состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования РФ, а также порядок внесения изменений в такие схемы, что реализует общие правила п. 1 ст. 6 Кодекса о полномочиях органов государственной власти в области градостроительной деятельности.9. В правилах ч. 13 рассматриваемой статьи законодатель установил обязательное соблюдение требований законодательства РФ в области обороны и государственной тайны при установлении состава, порядков подготовки и согласования проектов схем территориального планирования РФ, включающих в себя карты планируемого размещения объектов обороны и безопасности, а также порядка внесения изменений в такие документы и особенностей их опубликования.
Отметим, что основы правового регулирования обороны, безопасности и ограничения доступа к информации регламентированы нормами: Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (далее - ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"), Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".