Комментарий к ст 48 Градостроительного кодекса РФ. Архитектурно-строительное проектирование
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 48]
1. В правилах комментируемой статьи законодатель определил основы правового института архитектурно-строительного проектирования, которыми представляются:
1) определение:
- в нормах ч. ч. 1 - 4 настоящей статьи способов проведения, назначения, содержания и двух видов архитектурно-строительного проектирования;
- в ч. 6 настоящей статьи трех видов документов, представляемых в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора;
- в ч. 11 настоящей статьи оснований подготовки проектной документации;
- в ч. 15 настоящей статьи общих правил утверждения проектной документации;
2) обозначение:
- в нормах ч. 5 комментируемой статьи двух видов субъектов архитектурно-строительного проектирования и их полномочий;
- в нормах ч. ч. 7 и 8 комментируемой статьи обязанностей организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также правообладателя земельного участка при осуществлении подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- в нормах ч. 16 комментируемой статьи запрета на требование согласования проектной документации, заключения на проектную документацию и иных документов, не предусмотренных настоящим Кодексом;
- в нормах ч. 12 комментируемой статьи состава проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов (исчерпывающий перечень сведений четырнадцати категорий);
3) регламентация:
- требованиями ч. 5.1 рассматриваемой статьи особенностей выполнения работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с обязательным наличием выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (см. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. N 864 и Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624);
- требованиями ч. 9 рассматриваемой статьи обязанностей органа местного самоуправления при предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для строительства;
- требованиями ч. 13 рассматриваемой статьи полномочий Правительства РФ по установлению состава и требований к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам (подробнее см. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию");
4) установление:
- в нормах ч. 5.2 рассматриваемой статьи особенностей выполнения работ по договору о подготовке проектной документации;
- в нормах ч. 10 рассматриваемой статьи полномочий Правительства РФ устанавливать порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (см. Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83);
- в нормах ч. 14 рассматриваемой статьи основных требований к проектной документации квалифицированных объектов (о пунктах хранения радиоактивных отходов в исчерпывающем перечне объектов использования атомной энергии и Федеральном законе от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ см. комментарии к ст. 48.1 Кодекса).2. Отметим, что Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83. Содержание правил подключения к системам теплоснабжения, согласно ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении", в том числе включает:
- правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению и в заключении соответствующего договора;
- нормативные сроки подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства;
- сроки и порядок внесения предложений о включении в схему теплоснабжения мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства;
- порядок уступки потребителем права на использование тепловой мощности иным потребителям, заинтересованным в подключении к системе теплоснабжения;
- перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, использование которых запрещено при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Обратим внимание на конкретизацию регулирования процедуры капитального ремонта, в частности уточнение порядка подготовки проектной документации для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (см. ч. 12.2 настоящей статьи), которое было внесено в Кодекс положениями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Названным Законом установлено, что:
- в порядке ч. 3 ст. 49 Кодекса не проводится государственная экспертиза проектной документации в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования);
- согласно обновленных норм ст. 51 Кодекса не требуется получение разрешения на строительство для проведения капитального ремонта.3. Говоря о различии проектов предельно допустимых выбросов от санитарно-защитных, отразим решение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, в котором указывается, что согласно ст. 48 комментируемого Кодекса в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается перечень мероприятий по охране окружающей среды (п. 8 ч. 12).
Проект предельно допустимых выбросов предназначен только для выявления источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (химических и биологических), количества выбросов на каждом источнике и его качественного состава, расстояния от источников, на котором максимальные концентрации загрязняющих веществ не превышают предельно допустимые концентрации.
Санитарно-защитная зона устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта сельскохозяйственного назначения в штатном режиме; критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (раздел VII); в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
Таким образом, как обозначено в решении ВС РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, цели разработки проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон различны.
Правовое регулирование особенностей архитектурно-строительного проектирования (процесса создания проектной документации) регламентировано внушительным рядом документов, среди которых наряду с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 следует отметить:
- Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2010 г. N 1006 "О дополнительных мерах по развитию метрополитенов в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (вместе с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства);
- Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (вместе с Положением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета);
- Приказ Минприроды РФ от 31 декабря 2010 г. N 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию";
- Приказ Минрегиона РФ от 25 октября 2010 г. N 461 "Об утверждении Административного регламента Министерства регионального развития РФ по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также надзора за исполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ по вопросам переданных им в соответствии с Градостроительным кодексом РФ полномочий в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, проектной документации и результатов инженерных изысканий";
- Приказ Минрегиона РФ от 1 апреля 2008 г. N 36 "О Порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства";
- Приказ Ростехнадзора от 31 июля 2009 г. N 667 "Об утверждении и введении в действие Перечня нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (П-01-01-2009, раздел I) по состоянию на 1 июля 2009 года";
- Приказ Минрегиона РФ от 2 апреля 2009 г. N 108 "Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации".
Особую роль в нормативном разъяснении и методическом сопровождении процесса архитектурного проектирования играют инструктивные письма Минрегиона РФ:
- от 19 декабря 2008 г. N 34397-ИМ/08 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- от 3 июля 2008 г. N 15986-СК/08 "О согласовании специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства, содержащих технические требования в части обеспечения пожарной безопасности";
- от 17 июня 2008 г. N 14551-СМ/08 "О распределении базовой цены проектирования";
- от 16 июня 2008 г. N 14353-СМ/08 "О заключении государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ";
- от 16 июня 2008 г. N 14434-СМ/08 "О порядке согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объекты капитального строительства, содержащих технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности";
- от 24 июня 2008 г. N 15/36-СМ/08 "О выполнении и оформлении текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации для строительства".В данной связи также целесообразно указать, что согласно письму Минрегиона России от 15 июля 2011 г. N 18769-АП/08 опубликованы рекомендуемые к применению в III квартале 2011 г. индексы изменения сметной стоимости оборудования, строительно-монтажных, проектных и изыскательских работ, прочих работ и затрат. Такие индексы используются при формировании начальной (максимальной) цены торгов по заключению контрактов на подготовку конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. При этом индексы не предназначаются для взаиморасчетов за выполненные работы.