Комментарий к ст 53 Градостроительного кодекса РФ. Строительный контроль
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 53]
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового института строительного контроля, к которым следует относить:
- четыре цели осуществления мероприятий строительного контроля, а также три вида работ (градостроительной деятельности), при которых проводится такой контроль;
- четыре категории лиц, имеющих полномочия на осуществление мероприятий строительного контроля;
- обязанности лица, осуществляющего строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства;
- обязанности лица, осуществляющего строительство (застройщика или заказчика в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства проводить контроль за выполнением скрытых работ, а также за безопасностью скрытых строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, с обязательным составлением акта освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- право контроля застройщика (заказчика) за устранением недостатков, допущенных при проведении скрытых работ (использовании скрытых конструкций);
- установление особенностей контроля за проведением скрытых работ (использованием скрытых конструкций), который проводится более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля (составления акта освидетельствования скрытых работ);
- требования к замечаниям при осуществлении строительного контроля и устранению указанных недостатков;
- порядок регламентации (конкретизации) проведения строительного контроля.
Как установил законодатель, четырьмя целями мероприятий строительного контроля являются проверки соответствия выполняемых работ:
1) проектной документации (см. ст. 48 Кодекса);
2) требованиям технических регламентов (особенности саморегулирования и соответствующих требований технического регламента в градостроительной сфере согласно положениям Кодекса обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Кодекса);
3) результатам инженерных изысканий (см. ст. 47 Кодекса);
4) требованиям градостроительного плана земельного участка (см. ст. 44 Кодекса).
Тремя видами работ, подлежащих строительному контролю, обозначены циклы строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468) строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования их результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.2. Положения ч. 2 рассматриваемой статьи определяют четыре категории лиц, имеющих полномочия на осуществление мероприятий строительного контроля, которыми обозначены:
- лицо, осуществляющее строительство;
- застройщик (заказчик) в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора;
- лицо, привлекаемое на основании договора;
- лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (по инициативе застройщика или заказчика) для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.3. Правила ч. 3 комментируемой статьи обязывают лицо, осуществляющее строительство, извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства (см. комментарии к ст. 62 Кодекса).4. Часть 4 настоящей статьи включает обязанности лица, осуществляющего строительство, а также застройщика (заказчика) проводить контроль за выполнением скрытых работ, а также за безопасностью скрытых строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, с обязательным составлением акта освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
В случае непредъявления актов освидетельствования скрытых работ приемочной комиссии последняя имеет полное право потребовать от строительной организации произвести выборочную разборку конструкций, скрывающих скрытые работы, для проверки качества выполненных скрытых работ. Как правило, акты освидетельствования скрытых работ составляются в двух экземплярах - по одному для заказчика и исполнителя работ. В них должны быть указаны: полное наименование и адрес объекта, данные заказчика, данные исполнителя работ и данные проектировщика, а также лица (или лиц), производившего скрытые работы. По результатам проверки качества скрытых работ в акты вносятся сведения об их соответствии требованиям СНиП, а также требованиям проектной документации, помимо вышеперечисленного в актах скрытых работ указываются также строительные материалы и оборудование, применявшиеся при производстве скрытых работ, с обязательным указанием перечня примененных строительных норм и правил (СНиП).5. Положениями ч. 5 настоящей статьи обозначено право контроля застройщика (заказчика) за устранением недостатков, допущенных при проведении скрытых работ (использовании скрытых конструкций). Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил особенности контроля за проведением скрытых работ (использованием скрытых конструкций), который проводится более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля (составления акта освидетельствования скрытых работ). Мероприятия такого контроля должны быть проведены повторно с составлением соответствующих актов.7. Нормы ч. 7 настоящей статьи определяют требования к замечаниям при осуществлении строительного контроля и устранении указанных недостатков, которые должны быть составлены в письменной форме. При этом об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.8. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель обозначил порядок регламентации проведения строительного контроля, согласно которому разработаны и утверждены ряд нормативных правовых актов, основными в их числе являются:
- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства";
- Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СД0С-03-2009 (утв. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору);
- Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства СД0С-04-2009 (утв. Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору);
- Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения РД-11-02-2006 (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1128);
- Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора РД-11-03-2006 (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1130);
- Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006 (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 г. N 1129);
- Приказ Минприроды России от 8 октября 2009 г. N 330 "Об утверждении Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору";
- Требования к экспертам по промышленной безопасности, безопасности в строительстве и инспекционному контролю "СДА-23-2009".
Отметим, что строительный контроль при проведении его органами государственной власти (местного самоуправления) относится к виду государственного контроля, муниципального контроля в градостроительной деятельности. О результатах проведения такого контроля осуществляются установленные доклады вышестоящим руководителям. Правила подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2010 г. N 215.
Также следует добавить, что в соответствии с письмом от 27 сентября 2010 г. N 33838-КК/08 Министерством регионального развития РФ определены виды работ из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства. В обозначенный Перечень вошли 13 подгрупп видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах: устройство скважин, устройство наружных электрических сетей и линий связи, устройство объектов использования атомной энергии, устройство объектов нефтяной и газовой промышленности и др. Положениями п. 34 обозначены работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом, либо индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ N 23.7, 24.32, группа видов работ N 21).