Комментарий к ст 55.20 Градостроительного кодекса РФ. Национальные объединения саморегулируемых организаций
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.20]
1. По общим правилам саморегулирования ст. 24 ФЗ о СРО:
- саморегулируемые организации вправе создавать ассоциации (союзы) в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях;
- ассоциации (союзы) саморегулируемых организаций могут создаваться ими по территориальному, отраслевому, межотраслевому или иным признакам;
- решение об участии саморегулируемой организации в ассоциации (союзе) саморегулируемых организаций принимается общим собранием членов саморегулируемой организации в порядке, установленном ее уставом;
- членами ассоциации (союза) саморегулируемых организаций могут быть переданы ассоциации (союзу) функции по разработке единых стандартов и правил саморегулируемых организаций, требований к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях - членах ассоциации (союза), функции по разрешению споров в третейском суде, профессиональному обучению и аттестации работников членов саморегулируемых организаций, сертификации произведенных ими товаров (работ, услуг), а также по раскрытию информации;
- уставом ассоциации (союза) саморегулируемых организаций может быть предусмотрена дополнительная имущественная ответственность ассоциации (союза) перед потребителями товаров (работ, услуг), произведенных членами саморегулируемых организаций, участвующих в деятельности ассоциации (союза) саморегулируемых организаций, за счет средств компенсационного фонда, формируемого такими саморегулируемыми организациями;
- саморегулируемые организации могут быть членами торгово-промышленных палат в соответствии с законодательством РФ о торгово-промышленных палатах.
Общие положения о создании союзов некоммерческих организаций регламентированы положениями ст. ст. 11 и 12 ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно которым некоммерческие организации могут добровольно объединяться в союз некоммерческих организаций, который также является некоммерческой организацией. При этом члены союза сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
В положениях комментируемой статьи законодатель обозначил правовые основы создания и функционирования национальных объединений саморегулируемых организаций, которые по своему правовому содержанию являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства.
Особенностями национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере градостроительной деятельности в положениях рассматриваемой статьи обозначены:
- объединение саморегулируемых организаций на основе императивного условия обязательного членства;
- образование и функционирование национальных объединений саморегулируемых организаций только трех видов (согласно нормам ст. 55.3 Кодекса);
- императивное условие создания только одного национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида;
- обозначение трех целей создания трех национальных объединений саморегулируемых организаций;
- установление особенностей юридической формы национальных объединений саморегулируемых организаций;
- условие образования национальных объединений саморегулируемых организаций (в соответствии с нормами ст. 55.21 Кодекса);
- особенности членства саморегулируемой организации в национальном объединении саморегулируемых организаций соответствующего вида;
- условия исключения саморегулируемой организации из членов национального объединения саморегулируемых организаций;
- особенности принятия уставов национальных объединений саморегулируемых организаций;
- особенности государственной регистрации национальных объединений саморегулируемых организаций;
- обозначение шести основных функций национальных объединений саморегулируемых организаций;
- установление пределов полномочий национальных объединений саморегулируемых организаций;
- определение порядка действий национального объединения саморегулируемых организаций в случае выявления допущенных саморегулируемой организацией нарушений четырех установленных категорий (в соответствии с ч. 6.1 ст. 55.19 Кодекса).2. Рассматриваемые нормы ч. 2 настоящей статьи определяют образование и функционирование национальных объединений саморегулируемых организаций только трех видов (согласно нормам ст. 55.3 Кодекса).
Так, например, по состоянию на 1 апреля 2011 г. созданы и функционируют:
1) Национальное объединение изыскателей (НОИЗ) - учреждено 12 ноября 2009 г. первым Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания. Учредителями НОИЗ выступили пять некоммерческих партнерств в области инженерных изысканий, внесенные в государственный реестр как саморегулируемые организации:
- СРО НП "Объединение организаций, выполняющих инженерные изыскания при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов атомной отрасли "СОЮЗАТОМГЕО";
- СРО НП "Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства "Центризыскания";
- СРО НП "Изыскательские организации Сибири";
- СРО НП "Объединение инженеров-изыскателей";
- СРО НП "КубаньСтройИзыскания".
Основными задачами НОИЗ являются разработка правовых актов в области саморегулирования, представительство и защита прав и интересов членов объединения в органах государственной власти, местного самоуправления, правоохранительных и судебных структурах, а также организация взаимодействия между изыскательскими СРО;
2) Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации" (НОП) - является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей на основе обязательного членства саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, созданной для представления и защиты интересов таких саморегулируемых организаций и их членов. Запись о создании НОП внесена в ЕГРЮЛ 21 августа 2009 г. Национальное объединение проектировщиков создано в целях содействия соблюдения общественных интересов и защиты прав, обеспечения представительства и взаимодействия саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации в органах государственной власти, органах местного самоуправления и потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
3) Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) - негосударственная некоммерческая организация, объединяющая саморегулируемые организации на основе обязательного членства. НОСТРОЙ создан в целях: соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций, осуществляющих строительство; обеспечения представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах государственной власти, органах местного самоуправления; взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Устав НОСТРОЙ утвержден Всероссийским съездом саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов капитального строительства (Протокол от 10 ноября 2009 г. N 1). Приоритетными задачами и основными направлениями деятельности НОСТРОЙ, являются:
- обсуждение вопросов государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- представление интересов саморегулируемых организаций в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
- формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- защита интересов саморегулируемых организаций;
- рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций.
Согласно нормам подп. "а" п. 15 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 2.1 - императивным условием создания только одного национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида.3. В правилах комментируемой части законодатель установил три цели создания трех национальных объединений саморегулируемых организаций, которые включают:
- соблюдение общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;
- обеспечение представительства и защиты интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- взаимодействие саморегулируемых организаций и органов государственной власти (местного самоуправления), потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.4. Нормы ч. 4 комментируемой статьи определяют особенности юридической формы национальных объединений саморегулируемых организаций, как то: регистрация в качестве юридических лиц, наличие сметы, расчетных и других счетов в банках в соответствии с законодательством РФ, печати, штампов и бланков со своими наименованиями.5. В соответствии с рассматриваемыми положениями законодатель обозначил основное условие образования национальных объединений саморегулируемых организаций в порядке норм ст. 55.21 Кодекса и согласно решениям Всероссийского съезда саморегулируемых организаций соответствующих видов (об утверждении уставов национального объединения изыскателей, национального объединения проектировщиков и национального объединения строителей см. комментарии к ч. 2 настоящей статьи).
Согласно нормам подп. "б" п. 15 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 5.1 - особенностями членства саморегулируемой организации в национальном объединении саморегулируемых организаций соответствующего вида.
Как установил законодатель, саморегулируемая организация является членом национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида со дня внесения сведений о такой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
При этом саморегулируемая организация обязана в течение тридцати дней со дня получения своего статуса (внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций) уплатить вступительный взнос в национальное объединение саморегулируемых организаций соответствующего вида, а также осуществлять иные отчисления на нужды национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида в порядке и в размерах, которые установлены в соответствии с нормами п. 3 ч. 3 и ч. 4 ст. 55.21 Кодекса Всероссийским съездом саморегулируемых организаций.
Согласно нормам подп. "б" п. 15 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена ч. 5.2 - условиями исключения саморегулируемой организации из членов национального объединения саморегулируемых организаций, которым установлено только исключение сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций в порядке ч. 4 ст. 55.18 Кодекса.
Отметим, что в соответствии с п. п. 14 - 17 Правил ведения государственного реестра саморегулируемых организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724):
1) исчерпывающий список оснований исключения из государственного реестра сведений о саморегулируемой организации включает:
- заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из реестра;
- ликвидацию или реорганизацию саморегулируемой организации;
- вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из реестра на основании ее несоответствия требованиям федеральных законов;
2) датой исключения из реестра саморегулируемой организации считается:
- дата представления в уполномоченный орган (Ростехнадзор) заявления об исключении сведений о саморегулируемой организации из реестра;
- дата ликвидации или реорганизации саморегулируемой организации;
- дата вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о саморегулируемой организации из реестра.6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил особенности принятия уставов национальных объединений саморегулируемых организаций, согласно которым и в порядке п. 1 ч. 3 ст. 55.21 Кодекса принятие устава национального объединения саморегулируемых организаций и утверждение внесенных в него изменений осуществляются только Всероссийским съездом саморегулируемых организаций соответствующих видов.7. Рассматриваемые нормы определяют особенности государственной регистрации национальных объединений саморегулируемых организаций.
Основы правового регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц, в том числе и национальных объединений саморегулируемых организаций, регламентированы положениями ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с нормами ст. 4 которого в том числе:
- в РФ ведутся государственные реестры, содержащие, соответственно, сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы;
- государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.8. В правилах комментируемой части законодатель установил шесть основных функций национальных объединений саморегулируемых организаций, включающих рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов. Исполнение этой функции может инициировать в порядке ч. 10 настоящей статьи направление в саморегулируемую организацию уведомления о выявленных нарушениях и предложения об их устранении в разумные сроки, а также направление соответствующего уведомления и копий документов в орган надзора за саморегулируемыми организациями (Ростехнадзор).
Таким образом, в соответствии с установленными целями и особенностями функционирования национальные объединения саморегулируемых организаций призваны играть роль императивного координатора-посредника субъектов сферы саморегулирования с государством и с потребителями (заказчиками).
Также следует добавить, что Национальное объединение согласно шестой установленной функции отвечает за размещение средств компенсационного фонда саморегулируемой организации, зачисленных в порядке ч. 8 ст. 55.16 Кодекса на счет Национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида, и осуществление выплат из него в соответствии с правилами ст. ст. 55.16 и 60 комментируемого Кодекса.9. Комментируемая часть включает установление пределов полномочий национальных объединений саморегулируемых организаций, согласно которым решение вопросов деятельности саморегулируемых организаций и ограничения их деятельности должно быть регламентировано положениями комментируемого Кодекса. Таким исключением представляется исполнение пятой и шестой функций, обозначенных в ч. 8 настоящей статьи.10. Согласно нормам подп. "д" п. 15 ст. 1 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 240-ФЗ комментируемая статья дополнена положениями о порядке действий национального объединения саморегулируемых организаций в случае выявления допущенных саморегулируемой организацией нарушений четырех установленных категорий (в соответствии с ч. 6.1 ст. 55.19 Кодекса). Такие действия реализуют пятую функцию национального объединения саморегулируемых организаций, установленную в ч. 8 рассматриваемой статьи.
В комментируемом порядке действий законодателем определена обязанность национального объединения саморегулируемых организаций принять установленные меры (направить уведомление нарушителю и в Ростехнадзор) в случае выявления допущенных саморегулируемой организацией нарушений четырех категорий:
- несоответствие требований к выдаче свидетельств о допуске нормам настоящего Кодекса и иным нормативным правовым актам РФ;
- несоблюдение саморегулируемой организацией требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (см. ст. 55.8 Кодекса);
- отсутствие у саморегулируемой организации компенсационного фонда (см. ст. 55.4, ч. ч. 6, 7 ст. 55.16 Кодекса);
- необеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с положениями ст. 55.9 Кодекса и ст. 7 ФЗ о СРО.
Следует отметить, что устранение нарушений в разумные сроки предполагает по аналогии соблюдение шестидесятидневного срока устранения выявленных нарушений в соответствии с нормами ч. 3 ст. 55.15 Кодекса.