Комментарий к ст 55.9 Градостроительного кодекса РФ. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6.1] [Статья 55.9]
1. Особенности распространения или предоставления информации регламентированы положениями ст. ст. 2 и 10 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которым:
- обладателем информации является лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
- доступ к информации представляет собой возможность получения информации и ее использования;
- предоставление информации включает действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц, при этом случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации устанавливаются федеральными законами (как в положениях комментируемой статьи).
Обеспечение доступа к информации о деятельности саморегулируемых организаций и их членов осуществляется с учетом общих правил ограничений доступа к информации, обозначенных в ст. 9 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", которые включают положения о том, что:
1) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
3) информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации;
4) информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.
При ограничении доступа к информации используются общие правила по ее защите, согласно которым защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации (ст. 16 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").2. Говоря о термине "документ", следует отметить, что согласно ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" документ - это материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать и предназначен для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения.
В стандартном определении, обязательном для применения во всех видах документации и литературы по делопроизводству и архивному делу, указывается, что документ (record) - это зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности (см. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования" (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2007 г. N 28-ст)).
Новым видом документа стал электронный документ - документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил дополнение к общим правилам ст. 7 ФЗ о СРО по обеспечению саморегулируемой организацией доступа к информации и защите саморегулируемой организацией информации от ее неправомерного использования, среди которых следует отметить, что:
1) обеспечение доступа к информации саморегулируемой организацией осуществляется посредством опубликования в средствах массовой информации и (или) размещения в информационно-телекоммуникационных сетях сведений расширенного перечня согласно ч. 3 ст. 7 ФЗ о СРО;
2) саморегулируемая организация обязана предоставлять информацию в федеральные органы исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ (см. ст. ст. 2 и 10 ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации");
3) раскрытие информации саморегулируемой организацией:
- не должно нарушать порядок и условия доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, а также влечь возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов;
- определяется саморегулируемой организацией в качестве обоснованной меры повышения качества саморегулирования и информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и ее членов;
- должно обеспечивать доступ наибольшему числу потребителей произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), а также акционерам, инвесторам и кредиторам членов саморегулируемой организации;
4) устав саморегулируемой организации (другой специальный локальный нормативный акт) должен предусматривать меры защиты информации, неправомерное использование которой может причинить вред членам саморегулируемой организации (создать предпосылки для причинения такого вреда);
5) саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия своих работников, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения;
6) члены саморегулируемой организации обязаны раскрывать информацию, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством РФ и требованиями, установленными саморегулируемой организацией.3. Исходя из содержания комментируемой статьи, саморегулируемая организация в области градостроительной деятельности обязана иметь свой сайт в сети Интернет (об определении сети Интернет и его правовом содержании (в том числе признании ООН права человека на доступ в Интернет) см. комментарий к ч. 7 ст. 9 Кодекса), на котором помимо расширенного перечня сведений согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ о СРО должны размещаться сведения девяти категорий:
- о контактных данных трех субъектов (саморегулируемой организации, Ростехнадзора, членов саморегулируемой организации);
- о перечне видов работ, допуск к которым легитимно может быть освидетельствован саморегулируемой организацией в порядке ст. ст. 55.3, 55.8, 55.10 Кодекса;
- о реестре членов саморегулируемой организации, функционирование которого регламентировано нормами ст. 55.17 Кодекса;
- о размере и порядке формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации согласно ст. 55.16 Кодекса, перечне выплат из средств этого фонда, осуществленных по обязательствам своих членов в порядке ст. 60 Кодекса;
- о размерах вступительного и регулярных членских взносов, утвержденных общим собранием членов саморегулируемой организации согласно п. 4 ст. 55.10 Кодекса, и порядке их уплаты;
- о документах, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации в порядке ст. 55.10 Кодекса или постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 55.11 Кодекса;
- о составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в порядке частей 1 и 3 ст. 55.11 Кодекса.
В заключение следует указать на то, что обозначенные в комментируемой статье требования к правовому регулированию системы обеспечения саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с нормами ч. 6 ст. 55.19 Кодекса могут стать предметом внеплановой проверки Ростехнадзора. Негативный результат такой проверки может повлечь, с учетом общих правил ч. 5 ст. 22 ФЗ о СРО, соответствующие санкции согласно нормам ч. 7 ст. 55.19 вплоть до исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в судебном порядке.
Следует добавить, что в соответствии с положениями п. 3 ч. 3 ст. 55.22 Кодекса организация информационного обеспечения саморегулируемых организаций входит в расширенный перечень одиннадцати полномочий совета Национального объединения саморегулируемых организаций.