Комментарий к ст 1476 ГК РФ. Соотношение прав на фирменное наименование с правами на коммерческое обозначение и на товарный знак и знак обслуживания
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 76] [Статья 1476]
В комментируемой статье установлено соотношение фирменного наименования и коммерческого обозначения, фирменного наименования и товарного знака, знака обслуживания. Указанные средства индивидуализации охраняются обособленно друг от друга, в связи с чем прекращение исключительного права на один из объектов не влечет прекращения исключительного права на другой объект.Товарные знаки и фирменные наименования как средства индивидуализации имеют общую цель, на них распространяется режим исключительных прав в силу регистрации (специальной — для товарных знаков или обычной — для фирменных наименований). Отличия товарного знака от фирменного наименования состоят в различных способах выражения (фирменное наименование всегда имеет только словесное обозначение, товарный знак может иметь и другие виды обозначений), различных объектах индивидуализации, разных порядках возникновения исключительных прав — государственной регистрации, субъектах (обладателем исключительного права на фирменное наименование может быть только коммерческая организация), разных сроках охраны (правовая охрана товарных знаков в отличие от фирменных наименований носит срочный характер), основаниях прекращения охраны, особенностях оборотоспособности и др.Аналогичные критерии разграничения характерны и для коммерческих обозначений. Коммерческие обозначения как средства индивидуализации предприятий до вступления в силу части четвертой ГК РФ лишь упоминались в гл. 54 части второй Кодекса (см. комментарии к ст. 1538 — 1541 ГК).Применительно к термину «отдельные элементы фирменного наименования» необходимо иметь в виду, что в качестве таковых могут выступать как отличительный элемент фирменного наименования в целом, так и его отдельные элементы. Указание на организационно-правовую форму также является отдельным элементом фирменного наименования, однако его использование в товарном знаке или коммерческом обозначении имеет ограничения, в частности с учетом различительной способности коммерческого обозначения, недопустимости использования в товарных знаках общепринятых символов и терминов и т.д.
(