Комментарий к ст 1508 ГК РФ. Общеизвестный товарный знак
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 76] [Статья 1508]
1. Продолжая традиции ранее действовавшего законодательства о товарных знаках, положения комментируемой статьи устанавливают возможность предоставления правовой охраны товарным знакам в соответствии с положениями одного из международных договоров, участницей которого является Российская Федерация. Такой договор — Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. В силу положений ст. 6.bis этой Конвенции правовая охрана может возникать и без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Отметим, что регистрационный порядок предоставления правовой охраны товарным знакам и соответственно предоставления исключительного права на них правообладателям является основным в нашей стране.
(
2. Комментируемая статья определяет круг обозначений, которые могут быть признаны общеизвестными на территории РФ, среди них: товарные знаки, охраняемые на территории РФ в результате их регистрации; товарные знаки, охраняемые в Российской Федерации в силу международных договоров (т.е. товарные знаки, охрана которых получена в соответствии с процедурой, предусмотренной Мадридским соглашением 1891 г. и Протоколом к нему); обозначения, используемые в качестве товарных знаков, но не имеющие правовой охраны на территории РФ (в частности, обозначения, на которые поданы заявки по национальной процедуре или для которых испрашивается охрана в соответствии с положениями Мадридского соглашения или Протокола к нему, но решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности еще нет).3. Комментируемая статья не содержит определения общеизвестного товарного знака. Его не было ни в ранее действовавшем Законе о товарных знаках 1992 г., ни в Парижской конвенции 1883 г. Комментируемая статья устанавливает лишь условия, позволяющие уполномоченному органу (в настоящее время в России это федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности) признать товарный знак общеизвестным. К числу основных условий отнесены:— интенсивное использование обозначения;— широкая известность обозначения в Российской Федерации среди соответствующих потребителей;— широкая известность обозначения в отношении товаров лица, считающего свой товарный знак общеизвестным.4. Комментируемой статьей указанные условия не детализированы. Практика правоприменения свидетельствует о следующих используемых подходах. Интенсивность использования оценивается исходя из конкретной ситуации, вида товарного знака, товаров и объема рекламной кампании, длительности периода освоения рынка и иных факторов. При этом надо отметить, что при оценке интенсивности использования учитывается не только территория РФ, во внимание также принимается использование обозначения и за пределами страны. Широкая известность обозначения является довольно сложным параметром, о котором можно судить по результатам опроса общественного мнения, сведениям о том, где и как упоминался товарный знак, и т.д.5. Запрет на признание товарного знака общеизвестным, если он стал широко известен после даты приоритета тождественного или сходного с ним до степени смешения товарного знака, охраняемого в отношении однородных товаров, является весьма важным. Его цель — предотвращение конфликтов, которые могут возникнуть, если во внимание не принимаются исключительные права третьих лиц.6. Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности определены требования к заявлению о признании товарного знака общеизвестным в Российской Федерации. В настоящее время они содержатся в Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации.Заявление о признании товарного знака общеизвестным оформляется на русском языке в произвольной форме. В нем, в частности, должно быть указано, с какой даты заявитель считает свой товарный знак общеизвестным на территории РФ; товары и (или) услуги, в отношении которых заявитель считает свой товарный знак общеизвестным, номер свидетельства на товарный знак или международной регистрации знака. В заявлении также указываются: фамилия, имя и отчество (если оно имеется) индивидуального предпринимателя или наименование юридического лица, подавшего заявление; место жительства индивидуального предпринимателя или место нахождения юридического лица, включая официальное наименование страны, а также номер телефона, электронной почты, факса (если они имеются). К заявлению должны быть приложены: документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере; образец обозначения, для которого испрашивается признание общеизвестным в Российской Федерации товарного знака, описание к нему, выполненные в соответствии с установленными требованиями, в двух экземплярах (если такое обозначение не было зарегистрировано ранее); материалы, содержащие фактические данные, подтверждающие, по мнению заявителя, общеизвестность товарного знака.Для подтверждения интенсивного использования товарного знака, в частности на территории РФ, могут быть указаны: дата начала использования товарного знака, перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров, маркированных товарным знаком; объем реализации этих товаров; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей товара; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики и т.п.; страны, в которых товарный знак приобрел широкую известность; затраты на рекламу товарного знака (например, годовые финансовые отчеты); стоимость (ценность) товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах; результаты опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака, проведенного специализированной независимой организацией.7. Общеизвестному товарному знаку предоставляется правовая охрана, предусмотренная для «обычных» товарных знаков, в рамках которой правообладатель имеет право использовать товарный знак, запрещать его использование третьим лицам, распоряжаться своим исключительным правом. Вместе с тем имеются некоторые исключения, в соответствии с которыми общеизвестным товарным знакам предоставляется более широкая правовая охрана. Следуя положениям ст. 16 Соглашения ТРИПС, комментируемая статья устанавливает, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков распространяется и на товары, неоднородные с товарами, в отношении которых товарный знак признан общеизвестным. Однако данное установление применяется при соблюдении следующих условий: доказано наличие у потребителя ассоциативной связи между обладателем исключительного права товарами и неоднородными товарами, маркируемыми сходным или тождественным товарным знаком третьего лица; доказана возможность ущемления интересов правообладателя общеизвестного товарного знака.8. Правовая охрана общеизвестного товарного знака действует бессрочно. Вместе с тем она может быть прекращена по основаниям, предусмотренным ГК РФ (см. комментарии к ст. 1512 — 1514).
(