Комментарий к ст 1516 ГК РФ. Наименование места происхождения товара
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 76] [Статья 1516]
1. В комментируемой статье дается определение наименования места происхождения товара, в котором отражены его признаки. По сравнению со ст. 30 Закона о товарных знаках определение наименования места происхождения товара уточнено применительно к отдельным видам обозначений (официального или неофициального, полного или сокращенного), а также к фигуре правообладателя. Ранее в качестве такового был назван изготовитель товара, ГК РФ использует категорию «производитель товара».Наименование места происхождения товара представляет собой наименование географического объекта или производное от такого наименования обозначение. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» географические объекты — это существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты.Наименование может быть только словесным:— современным или историческим;— официальным или неофициальным;— полным или сокращенным.Границы географического объекта могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности: рек, гор, озер; административных границ; долговечных сооружений, коммуникаций и т.п.Также в качестве наименования места происхождения товаров может быть зарегистрировано обозначение, производное от такого наименования.Признак известности в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, заявляемым обозначением должен быть отражен в заявлении на регистрацию, которое включает в себя информацию:— об указании товара;— об особых свойствах товара, для которого регистрируется обозначение, отличающих данный товар от аналогичных товаров. Основные свойства товара должны быть стабильными;— об объективной зависимости особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов;— о наличии в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, людей (коллектива), способных изготавливать товар, и т.д.Кроме того, важное значение имеет признак известности наименования в результате его использования в отношении товара с вышеназванными особыми свойствами.2. Пункт 2 комментируемой статьи не признает наименованием места происхождения товара обозначение, вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.Обозначением, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида (видовое понятие), не связанное с местом производства товара, является наименование географического объекта, которое применялось ранее для индивидуализации товара, но ко времени подачи заявки утратило свою первоначальную способность быть указанием на место действительного происхождения товара и его особые свойства, например коньяк, швейцарский сыр и др.В Мадридском соглашении о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах 1891 г. и в Лиссабонском соглашении об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации 1958 г. такие географические наименования названы родовыми наименованиями.Наряду с указанным в п. 2 комментируемой статьи ограничением абз. 2 п. 2 ст. 1535 ГК РФ содержит правило о соотношении приоритетов наименования места происхождения товара и товарного знака. Если использование наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в связи с наличием товарного знака, имеющего более ранний приоритет, предоставление правовой охраны указанному наименованию может быть оспорено и признано недействительным.
(