Комментарий к ст 732 ГК РФ. Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 37] [Статья 732]
1. В нормах ГК РФ о договоре бытового подряда установлено правило о двух стадиях предоставления заказчику информации. Первая стадия — это предоставление информации до заключения договора, т.е. сведений о той работе, которая только еще предлагается, в соответствии с комментируемой статьей. Вторая стадия регламентируется ст. 736 ГК РФ: заказчику уже при приемке результата работы передаются сведения об условиях его использования.
(
Комментируемая статья закрепляет одну из составляющих механизма осуществления права заказчика на информацию в отношениях по бытовому подряду — обязанность подрядчика по предоставлению заказчику информации о предлагаемой работе. Кроме того, в статье предусмотрены некоторые правовые последствия нарушения данной обязанности. Еще одна составляющая этого механизма установлена в ст. 736 ГК РФ, а в наиболее общем виде он представлен в ст. ст. 8 — 12 Закона о защите прав потребителей. Тем не менее в ст. 732 ГК РФ имеются предписания, которые детализируют отмеченный общий механизм. Так, в частности, согласно п. 1 комментируемой статьи подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет выполнять работу, если по ее характеру это имеет значение, а при расторжении договора заказчиком в соответствии с п. 2 комментируемой статьи он не обязан оплачивать выполненную работу и возмещать убытки подрядчика.2. Заказчик в отношениях по бытовому подряду, как и любой иной потребитель, имеет право на информацию. В соответствии с этим правом он имеет возможность требовать предоставления ему надлежащей потребительской информации. В свою очередь, подрядчик должен предоставить заказчику подобную информацию. Информация считается надлежащей, а право заказчика на информацию полностью реализованным, если заказчику предоставлены сведения:— отвечающие общим требованиям ст. 8 Закона о защите прав потребителей. Во-первых, информация должна быть необходимой (требование о полноте информации). Данное положение корреспондирует с нормой п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель в части познаний о товаре, работе, услуге признается (предполагается по общему правилу) непрофессионалом. Соответственно, ему следует предоставить такой объем данных, как если бы он ничего не знал о заказываемой работе и ее результате. Во-вторых, информация должна быть достоверной (требование о достоверности информации), т.е. она должна соответствовать действительности. В-третьих, информация должна быть выражена в наглядной и доступной форме (требование к форме информации). Требование к форме информации следует расценивать и с позиции внешнего выражения этой информации — устная она или письменная. Закон о защите прав потребителей не закрепляет общей обязанности по предоставлению потребительской информации только в письменной форме. Поэтому доведение информации до потребителя возможно как письменно, так и устно. Вместе с тем в интересах контрагента потребителя информацию следует доводить преимущественно в письменной форме. В-четвертых, информация должна быть доведена до потребителя до заключения договора. В-пятых, потребительская информация должна даваться на русском языке (требование к языку информации). Вместе с тем п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей допускает сообщение информации на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России;— по своему составу соответствующие правилам ст. ст. 9 — 11 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с этими нормами потребителю должна быть предоставлена информация трех категорий: об исполнителе, режиме его работы и осуществляемых им работах.3. В п. 2 комментируемой статьи сформулированы правила о правовых последствиях нарушения права заказчика на информацию о предлагаемой работе. В наиболее общем и полном виде такие правила воспроизведены в ст. 12 Закона о защите прав потребителей. В данной статье установлены гражданско-правовые последствия нарушения права на информацию. Указанные последствия подразделяются на меры ответственности и иные правовые последствия. К мерам гражданско-правовой ответственности следует отнести возмещение убытков, а к иным гражданско-правовым последствиям — право потребителя на одностороннее расторжение заключенного договора, а также некоторые иные права требования, названные в п. 2 ст. 12 Закона о защите прав потребителей. При нарушении права потребителя на информацию возможно применение и других правовых мер воздействия на правонарушителя, прямо не названных в указанной статье. Например, при наличии соответствующих оснований возможна компенсация морального вреда.
(