Комментарий к ст 799 ГК РФ. Договоры между транспортными организациями
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 40] [Статья 799]
Комментируемая статья посвящена договорам между перевозчиками — организациями различных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и в иных случаях, требующих координации усилий различных перевозчиков (в том числе одного вида транспорта). Помимо собственно договоров, направленных на организацию перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, комментируемая статья выделяет узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов.В абз. 2 комментируемой статьи предполагается наличие развитой нормативно-правовой базы по регулированию отношений, связанных с договорами между различными транспортными организациями: это и собственно транспортные кодексы и уставы, и другие специальные законы, и иные нормативные акты. На сегодняшний день такое развитое законодательство отсутствует.
(
Узловые соглашения — это договоры, направленные на обеспечение перемещения груза из одних транспортных средств в другие. Традиционно большое внимание этим договорам уделяется на морском транспорте (в соответствии со ст. 112 КТМ перемещение груза из одних транспортных средств в другие именуется перевалкой груза). Не удивительно, что и пример нормативного регулирования узлового соглашения дается в морском законодательстве, например, в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 27 названного Закона узловые соглашения — это договоры, заключаемые сроком на пять лет операторами морских терминалов, с одной стороны, и перевозчиками, оказывающими услуги по перевалке грузов, с другой стороны. Особое внимание уделено узловому соглашению, заключаемому с перевозчиком железнодорожного транспорта. Существенными условиями данного узлового соглашения являются установление мест и норм одновременной погрузки-выгрузки грузов; определение многочисленных нормативов (включая нормативы подачи вагонов, осуществление операций по сдаче груза, собственно погрузку груза, очистку вагонов); порядок расчетов и другие условия.Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются соглашениями, одной стороной которых всегда является перевозчик автомобильного транспорта, а другой стороной — перевозчик любого иного вида транспорта. Цель договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов — доставка грузов грузоотправителя для их последующей отправки на железнодорожные станции, в аэропорты, в морские и речные порты или доставка грузополучателю прибывших грузов с железнодорожных станций, из аэропортов, морских и речных портов. При этом между автомобильным перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) складываются отношения транспортно-экспедиционного обслуживания (гл. 41 ГК). Основными нормативными актами, регулирующими отношения по данному договору, являются межведомственные нормативные акты, принятые еще в советское время, в 1970-х гг., по каждому виду транспорта (например, Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, утвержденные МПС СССР и Минавтотрансом РСФСР 27 октября 1976 г.).———————————КонсультантПлюс: примечание.Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003. См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 520.
(