Комментарий к ст 825 ГК РФ. Финансовый агент
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 43] [Статья 825]
До 26 апреля 2009 г. — даты вступления Федерального закона от 9 апреля 2009 г. N 56-ФЗ «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» — в качестве финансового агента могли выступать лишь банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имевшие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида. С 26 апреля 2009 г. коммерческие организации в качестве финансового агента вправе заключать договоры финансирования под уступку денежного требования (оказывать услуги факторинга) без лицензии. В то же время и до 26 апреля 2009 г. Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) лицензирование деятельности по оказанию услуг финансовыми агентами (оказание услуг по договорам факторинга) не было предусмотрено.
(
——————————— Собрание законодательства РФ. 2009. N 15. Ст. 1778. Письмо Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. N Д05-1583 // СПС «КонсультантПлюс». Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3430.2. Противоречие между комментируемой статьей и Законом о лицензировании отдельных видов деятельности в части лицензирования деятельности финансовых агентов порождало неясность в толковании закона и, как следствие, противоречивость правоприменительной практики. С одной стороны, коммерческие организации, не являющиеся банками и кредитными организациями, лишь при наличии лицензии, могли быть финансовыми агентами до вступления в силу Федерального закона от 9 апреля 2009 г. N 56-ФЗ, поскольку деятельность финансового агента лицензировалась. Соответственно, с учетом Закона о лицензировании отдельных видов деятельности только банки и кредитные организации могли выступать в качестве финансовых агентов. С другой стороны, в силу отсутствия механизма лицензирования такой деятельности коммерческая организация, не имеющая лицензии, могла выступать финансовым агентом и до вступления в силу Федерального закона от 9 апреля 2009 г. N 56-ФЗ.3. Банки и иные кредитные организации заключали договоры финансирования под уступку денежного требования с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций, поскольку последние относятся к видам сделок, которые кредитные организации вправе совершать в силу Закона о банках и банковской деятельности.4. Из-за широкого распространения сферы финансирования под уступку денежного требования, его распространения на поставки товаров (например, продукты питания, потребительские товары, химические товары, лесоматериалы, фармацевтику и т.д.), на оказание услуг (транспортные перевозки, туризм, связь и т.д.) во многих экономически развитых странах деятельность по финансированию под уступку денежного требования не подлежит жесткому нормативному регулированию, и на ее осуществление не требуется специальных разрешений (лицензий). По данным Всемирного банка, во многих странах мира соотношение объема факторингового рынка и ВВП достаточно высоко. Так, в Италии, Великобритании, Португалии это соотношение составляет порядка 10%, а в Германии этот показатель — около 2% . С 26 апреля 2009 г. требование о наличии лицензии для финансового агента исключено из комментируемой статьи.——————————— Пояснительная записка к законопроекту N 265864-4 «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации».
(