Комментарий к ст 861 ГК РФ. Наличные и безналичные расчеты
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 46] [Статья 861]
1. Комментируемая статья открывает главу, посвященную расчетным правоотношениям. Специфика расчетных отношений состоит в их субъектном составе (в безналичных расчетах обязательными участниками являются кредитные организации), а также в их вспомогательном характере применительно к возмездным сделкам .——————————— О принципах расчетных отношений см.: Новоселова Л.А. Расчеты (гл. 46) // Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996. С. 464 — 465.В основном ГК РФ определяет особенности безналичных расчетов, наличным расчетам уделено лишь два пункта комментируемой статьи.Наличные денежные расчеты в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении контрольно-кассовой техники) представляют собой произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги.——————————— Собрание законодательства РФ. 2003. N 21. Ст. 1957.Только банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Эмиссия наличных денег (банкнот и монет), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России.Наличные расчеты производятся в соответствии со ст. 140 ГК РФ в рублях с использованием как купюр, так и монет. Банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.Всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должна применяться контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр. Исключения из данного правила предусмотрены ст. 2 Закона о применении контрольно-кассовой техники.Для физических лиц ограничений в наличных расчетах не предусматривается, если это не связано с предпринимательской деятельностью (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Организация наличного обращения возлагается на Банк России в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России). Наличное денежное обращение в Российской Федерации регулируется Положением о правилах наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П .——————————— Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. Ст. 2790. Вестник Банка России. 1998. N 1.Для наличных расчетов с участием юридических лиц действуют ограничения. В соответствии с п. 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей.——————————— Вестник Банка России. 2007. N 39.Поскольку в п. 1 указания ЦБ РФ N 1843-У используется категория «в рамках одного договора», запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 тыс. рублей, распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия.
(
Указание не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, один рабочий день), а содержит ограничение по сумме (100 тыс. рублей) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему.Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выражающееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.Административная ответственность применяется в том случае, если по одному договору размеры наличных денежных средств превысили 100 тыс. рублей. При этом возникает вопрос о форме договора. Форма договора определяется ГК РФ и может быть как устной, так и письменной в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон. Так, например, сделки с участием юридических лиц требуют письменной формы (ст. 161 ГК). В то же время в соответствии с п. 2 ст. 159 ГК РФ, если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность. Не всегда законодатель требует совершения договора в виде единого документа. Письменная форма может быть соблюдена при обмене письмами, телеграммами и т.д. Это должно быть учтено в разъяснениях и правоприменительной практике ЦБ РФ, других кредитных организаций, налоговых органов.Наличие разных договоров с установленными пределами денежных сумм освобождает участников договора от административной ответственности. Однако если суд признает, что воля сторон фактически была направлена на заключение одного договора, то формальное подписание нескольких договоров будет свидетельствовать о действительной воле сторон на заключение одного договора (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18 марта 2008 г. по делу N А28-9126/2007-60/18, ФАС Поволжского округа от 3 декабря 2008 г. по делу N А72-3587/2008). Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 апреля 2010 г. N А33-20038/2009 в то же время было указано, что сам по себе факт заключения сходных по содержанию договоров не является основанием для вывода о совершении обществом одной сделки и превышении установленного размера расчета наличными деньгами.Вместе с тем согласно п. 4 ст. 1.5 КоАП неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в его пользу.Спорным является вопрос о расчетах между юридическим лицом и гражданином, который не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляет предпринимательскую деятельность, а также о расчетах таких граждан между собой. В соответствии с п. 4 ст. 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Данная норма не распространяется на указания ЦБ РФ. Таким образом, однозначного ответа на данный вопрос нет, а исходя из изложенного представляется, что ограничение по расчетам наличными деньгами не распространяется на указанные отношения.2. Некоторые особенности наличных расчетов раскрываются в официальном разъяснении Банка России от 28 сентября 2009 г. N 34-ОР «О применении отдельных положений указания Банка России от 20 июня 2007 года N 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» . В соответствии с п. 2 этого указания юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы, за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на выплату заработной платы, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, возврат наличных денег за возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, оплаченные ранее за наличный расчет, на выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц. В связи с этим продавец (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не вправе расходовать поступившие в его кассу наличные деньги на выплату покупателю за возвращенный товар, приобретенный ранее в безналичном порядке.——————————— Вестник Банка России. 2009. N 58.Последнее положение, на наш взгляд, противоречит п. 1 комментируемой статьи.3. Норма п. 2 комментируемой статьи была предметом оспаривания в Конституционном Суде РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 г. N 164-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Н.Г. Лобанова на нарушение его конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 861 ГК Российской Федерации и пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» было отмечено, что «общим правилом расчетов между юридическими лицами является безналичный порядок их осуществления, расчеты наличными деньгами также могут иметь место, если иное не предусмотрено законом. Обязанность осуществлять расчеты в одинаковом для всех юридических лиц и на всей территории государства безналичном порядке, быстрота которого гарантируется законом (статья 849 ГК РФ), не может рассматриваться как ограничение свободы перемещения финансовых средств.——————————— СПС «КонсультантПлюс».Введение определенных правил наличных расчетов также не нарушает принципов, закрепленных статьями 8 (часть 1) и 74 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Установление предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом».4. Положения об ограничении расчетов наличными деньгами в соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ распространяются на индивидуальных предпринимателей. Также на индивидуальных предпринимателей при совершении ими кассовых операций распространяется действие Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (письмо ФНС России от 30 августа 2006 г. N ММ-6-06/869@ «О письме Банка России от 17 июля 2006 г. N 08-17/2540″ ).——————————— Официальные документы. 12.09.2006. N 35 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).5. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает проведение безналичных расчетов через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Исключением из этого правила является норма п. 2 ст. 863 ГК РФ, согласно которой правила настоящего параграфа (о расчетах платежным поручением) применяются к отношениям, связанным с перечислением денежных средств через банк лицом, не имеющим счета в данном банке, если иное не предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или не вытекает из существа этих отношений.Открытие и ведение банковских счетов физических лиц являются банковскими операциями, правовое регулирование осуществления которых закреплено в положениях Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» , от 24 декабря 2004 г. N 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее — Положение ЦБ РФ N 266-П) и иных нормативных актах Банка России.——————————— Вестник Банка России. 2003. N 24. Вестник Банка России. 2005. N 17.Как отмечается в Концепции развития законодательства о ценных бумагах и финансовых сделках, содержащееся в норме п. 3 комментируемой статьи «общее правило, требующее открытия для проведения безналичных расчетов банковского счета, идеологически основано на сложившемся в советском праве подходе, который вытекал из особенностей регулирования денежного обращения (строгая централизация, контроль банков за соблюдением расчетной дисциплины). Под банковским счетом в данном случае понимается не счет в бухгалтерском смысле, а наличие отношений по договору банковского счета. В настоящее время это правило создает необоснованные препятствия для целого ряда расчетных операций, которые по своему характеру не требуют обязательного наличия договора банковского счета (например, открытие аккредитива на основании разового поручения) и широко распространены в зарубежной и международной банковской практике. В настоящее время исключения из общего правила предусмотрены ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) в отношении граждан. Исключение требований об обязательном открытии банковского счета для проведения безналичных расчетов для юридических лиц требует одновременного решения вопроса о характере контроля за операциями в целях борьбы с отмыванием доходов, полученных незаконным путем» .——————————— Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357. Вестник гражданского права. 2009. N 2.5. В перспективе развития безналичных расчетов — принятие проекта Федерального закона «О национальной платежной системе» , призванного унифицировать нормы об электронных расчетах как разновидности безналичных расчетов. Проектом предлагается введение понятия «национальная платежная система», охватывающего совокупность операторов по переводу денежных средств, включая операторов электронных денег, платежных агентов (субагентов), операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников финансовых рынков, органы федерального казначейства и организации федеральной почтовой связи при осуществлении ими деятельности, связанной с переводом денежных средств (субъекты национальной платежной системы).——————————— Проект Федерального закона N 455931-5 «О национальной платежной системе», внесенный Правительством РФ 15 ноября 2010 г.Законопроектом вводится термин «электронные деньги», под которыми предлагается понимать «денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, может передавать распоряжения с использованием электронных средств платежа».Такое определение может создать проблемы в правоприменении, поскольку термин «деньги» может обозначать только такой объект, который рассматривается участниками гражданского оборота как универсальное средство платежа и посредством передачи которого можно исполнить любое денежное обязательство, однако тот объект, который называется в законопроекте «электронные деньги», может существовать и использоваться исключительно в рамках конкретной платежной системы. Кроме того, так называемые электронные деньги по своей правовой природе сходны с безналичными денежными средствами, так как и те и другие представляют собой права требования. Поэтому, очевидно, следует вести речь о том, что «электронные деньги» являются разновидностью безналичных денежных средств, и именовать их соответствующим образом.Должно быть четко определено, в чем состоит обязательство лица, которому предоставлены денежные средства и которое учитывает информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета.Нельзя согласиться с предложенным законопроектом термином «электронные средства платежа», поскольку по уже устоявшейся традиции средствами платежа принято именовать сами объекты, которые передаются в целях совершения платежа одним лицом другому. В законопроекте, где речь идет об «электронных средствах платежа», имеются в виду некие технические средства и устройства, которые позволяют совершить платеж, т.е. передать тот или иной объект.
(