Комментарий к ст 13.26 КОАП РФ. Нарушение сроков и (или) порядка доставки (вручения) адресату судебных извещений
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 13] [Статья 13.26]
1. Цель данной статьи - обеспечить своевременное вручение судебных извещений гражданам и юридическим лицам, являющимся участниками гражданского, уголовного или административного процесса, и тем самым способствовать транспарентности правосудия, своевременному рассмотрению судьями соответствующих дел, защите прав и законных интересов как лиц, привлекаемых к ответственности, так и потерпевших, а также других лиц, участвующих в процессе судопроизводства.2. Объект правонарушения - общественные отношения в сфере осуществления функций и полномочий, возложенных Конституцией РФ и законодательными актами РФ на судебную систему.КоАП РФ (см. ст. ст. 4.5, 24.1, 25.1, 28.2, 28.5, 28.8, 29.6, 29.7 и др.) содержит ряд процессуальных норм, определяющих процессуальные сроки, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях. Несоблюдение этих норм влечет негативные юридические последствия, в том числе нарушение порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях в связи с нарушением порядка или сроков доставки судебных извещений.
Как показывает судебная практика, операторами почтовой связи нередко нарушаются установленные соответствующими нормативами сроки доставки судебных повесток, а также сообщений суду о доставке (вручении) такого судебного извещения или невозможности его вручения.3. Согласно ст. 4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (с изм. и доп.) порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ныне - это Министерство связи и массовых коммуникаций РФ). В указанной выше ст. 4 ФЗ "О почтовой связи" оговорено, что особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства РФ.К сожалению, КоАП РФ не содержит в разделе IV положений о процессуальных сроках и о судебных извещениях и вызовах. В то же время ГПК РФ (см. гл. 9 и 10), АПК РФ (см. гл. 10 и 12), УПК РФ (см. гл. 17) с большей или меньшей полнотой разрешают эти вопросы. На наш взгляд, наиболее четкими являются нормы гл. 10 ГПК РФ (ст. ст. 113 - 120).В Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" не определены особенности порядка доставки судебных извещений. Не указаны эти особенности и в Постановлении Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".Таким образом, следует ожидать издания нового нормативного правового акта по данному вопросу, который согласно ФЗ "О почтовой связи" должен быть принят уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует отметить, что Приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. установлены особые правила и сроки приема, хранения почтовых отправлений, связанных с судебными извещениями.4. Объективная сторона административного правонарушения по данной статье - недоставление или нарушение установленных сроков доставки судебных документов оператором почтовой связи.5. Субъект правонарушения - должностное лицо федерального почтового предприятия (учреждения), обеспечивающего оказание услуг почтовой связи (см. примечание к ст. 2.4 Кодекса). К ответственности может быть привлечено и соответствующее юридическое лицо.6. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.7. Дела об административных правонарушениях по данной статье согласно п. 1 ч. 2 ст. 23.68 Кодекса рассматривают старшие судебные приставы территориальных органов (по субъектам РФ) Федеральной службы судебных приставов (см. Положение об указанной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 (с изм. и доп.).Протоколы об административных правонарушениях по данной статье составляют судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов (п. 77 ч. 2 ст. 28.3).