Комментарий к ст 14.38 КОАП РФ. Размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 14] [Статья 14.38]
1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на запреты использования рекламы на транспорте и приспособлениях, предназначенных для регулирования дорожного движения, установленные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (с изм. и доп.). Эти запреты направлены прежде всего на обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и дорожного движения, недопущение конфликта интересов.2. Объективная сторона составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в ч. 1 комментируемой статьи, состоит в нарушении запретов, установленных в п. 3 ч. 4 ст. 5 и в ч. 3 ст. 19 Федерального закона "О рекламе". Согласно п. 3 ч. 4 ст. 5 указанного Закона реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта, а в ч. 3 ст. 19 указанного Федерального закона не допускается распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.Административная ответственность по ч. 1 комментируемой статьи применяется за размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, а также размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения.
3. В ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций.Объективная сторона административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи заключается в нарушении указанного запрета.4. В ч. 3 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:1) специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;2) оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;3) федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;4) предназначенных для перевозки опасных грузов.Объективная сторона административных правонарушений по ч. 3 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.При квалификации административного правонарушения по ч. 3 настоящей статьи необходимо иметь в виду, что размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О рекламе").5. Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения.Объективная сторона административного правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в нарушении этого обязательного требования.6. В ч. 6 ст. 20 Федерального закона "О рекламе" не допускается распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.Объективная сторона административного правонарушения по ч. 5 данной статьи состоит в нарушении указанного запрета.7. Субъектами указанных административных правонарушений являются физические лица, юридические лица и должностные лица, которые являются, как правило, рекламораспространителями (п. 7 ст. 3 Федерального закона "О рекламе") либо их законными или уполномоченными представителями, работниками (ч. 7 ст. 38 указанного Закона). Рекламодатель и его представители либо работники могут быть привлечены к административной ответственности только по ч. 1 комментируемой статьи в случае нарушения запрета, предусмотренного в п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", на сходство рекламы с дорожными знаками или создание рекламой иной угрозы безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта (ч. 6 ст. 38). Рекламопроизводитель (п. 6 ст. 3 Федерального закона "О рекламе") и его представители либо работники несут административную ответственность по данной статье в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по их вине (ч. 8 ст. 38 указанного Закона).8. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.9. Дела об указанных административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48).Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).