Комментарий к ст 18.16 КОАП РФ. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 18] [Статья 18.16]
1. Комментируемая статья включена в КоАП РФ Федеральным законом от 5 ноября 2006 г. N 189-ФЗ. Ее цель - обеспечить мерами административно-правового воздействия соблюдение законодательства о порядке привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в сфере торговли и защиту трудовых прав российских граждан в этой сфере.2. Статья содержит составы административных правонарушений, общим объектом которых являются общественные отношения, связанные с трудовой деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - иностранные граждане) на торговых объектах (в том числе торговых комплексах) в Российской Федерации.Данная статья устанавливает административную ответственность прежде всего за нарушение правил привлечения иностранных граждан к работе на розничных рынках (далее - рынках). Понятия розничного рынка и его отдельных видов сформулированы в ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
3. Правонарушение по ч. 1 данной статьи включает в себя два состава. Объективную сторону первого состава правонарушения по ч. 1 образуют действия физического или юридического лица, управляющего торговым объектом (торговым комплексом), выраженные в предоставлении торгового места, иного помещения на территории данного объекта иностранному гражданину, незаконно привлекаемому к трудовой деятельности.Предметом посягательства указанного правонарушения являются правила предоставления торгового места и правила привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности. Понятие "торговое место" сформулировано в ст. 3 упомянутого выше Федерального закона.В соответствии с п. 7 ст. 15 данного Федерального закона торговые места индивидуальным предпринимателям - иностранным гражданам предоставляются с учетом допустимой доли иностранных работников, определяемой Правительством РФ.Правительство РФ вправе ежегодно устанавливать допустимую долю таких работников, используемых хозяйствующими субъектами в различных отраслях экономики, и определять срок приведения в соответствие с ней этими субъектами численности иностранных работников.К административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи привлекаются лица, управляющие торговым объектом (торговым комплексом), за предоставление торговых мест, иных помещений иностранным гражданам с нарушением установленной допустимой доли иностранных работников, а также за неприведение общего числа этих работников, которым ранее были предоставлены торговые места, в соответствие с их допустимой долей, предусмотренной Правительством РФ на очередной год.По ч. 1 комментируемой статьи несут ответственность также лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами), за нарушение общих правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.3. Объективную сторону второго состава правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с выдачей иностранным гражданам, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, разрешений или осуществлением иных форм их допуска к работе на этих объектах.Предмет посягательства данного правонарушения - правила оформления допуска иностранного гражданина к деятельности на торговых объектах.Согласно п. 4 ст. 13 и п. п. 1, 9 ст. 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" правовыми основаниями привлечения иностранного работника к трудовой деятельности в России являются: 1) для иностранного гражданина, прибывшего в РФ в визовом порядке, - наличие у работодателя разрешения о привлечении и использовании иностранных работников и получение этим гражданином разрешения на работу; 2) для иностранного гражданина, прибывшего в РФ в безвизовом порядке, - наличие у него разрешения на работу.Таким образом, субъектами административной ответственности по ч. 1 статьи в данном случае являются лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами), в том числе рынками, которые оформляют разрешения, иные виды документов для допуска иностранных работников к трудовой деятельности, нарушая указанные правила.4. Правонарушение, предусмотренное ч. 2 данной статьи, тоже включает в себя два противозаконных деяния, посягающие на правила предоставления торговых мест, иных помещений на территории торгового объекта (торгового комплекса) и на правила привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.Однако особенностью ч. 2 ст. 18.16 является то, что в соответствии с ней административную ответственность несут лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами), включая рынки, которые непосредственно не нарушали правил привлечения иностранных работников к трудовой деятельности на этих объектах, но не обеспечили выполнение таких правил лицами, с которыми они заключили договоры о предоставлении торговых мест. Так, подп. 7 п. 1 ст. 14 Федерального закона "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" установлена обязанность управляющей рынком компании обеспечивать соблюдение лицами, заключившими с этой компанией договоры о предоставлении торговых мест, правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности.Объективную сторону первого состава правонарушения по ч. 2 данной статьи образуют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу либо индивидуальному предпринимателю, которые, не имея разрешения на привлечение иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, фактически используют их труд.Объективную сторону второго состава правонарушения по ч. 2 ст. 18.16 составляют действия лиц, управляющих торговым объектом (торговым комплексом), связанные с предоставлением торгового места или иного помещения юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.5. Субъектами правонарушений по ч. ч. 1 и 2 данной статьи являются лица, управляющие торговыми объектами (торговыми комплексами). Ими могут быть индивидуальные предприниматели, юридические лица, их филиалы, представительства, управляющие торговым объектом (торговым комплексом), должностные лица указанных юридических лиц, филиалов, представительств, иные юридические лица, их должностные лица, иные индивидуальные предприниматели.С субъективной стороны рассмотренные правонарушения могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.6. Дела о правонарушениях по данной статье рассматриваются: 1) судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передает его на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1); 2) должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 1 ст. 28.3).