Комментарий к ст 25.9 КОАП РФ. Эксперт
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 25] [Статья 25.9]
1. Комментируемая статья определяет требования, предъявляемые к эксперту как участнику производства по делу об административном правонарушении. Эксперт должен иметь специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточные для дачи экспертного заключения. Такие специальные познания, как правило, подтверждаются документами об образовании и специализации, о присвоении соответствующей квалификации (см. комментарий к ст. 26.4). Во многих случаях речь идет о лицах, работающих в специализированных экспертных учреждениях. Эксперт не должен быть заинтересован в исходе дела. К участию в производстве по делу об административном правонарушении не допускаются эксперты, если имеют место обстоятельства, перечисленные в ч. 2 ст. 25.12, в том числе лица, состоящие в родственных отношениях с кем-либо из участников производства по делу и лицом, ведущим его рассмотрение.2. Часть 2 данной статьи перечисляет обязанности эксперта: явиться по вызову лица, рассматривающего дело, дать объективное экспертное заключение и необходимые к нему объяснения. Статья 26.4 определяет дополнительные обязанности эксперта: предоставить заключение в письменной форме от своего имени, указать, на каком основании проводились исследования, их содержание, дать обоснованные ответы на поставленные вопросы и привести свои выводы.3. Часть 3 данной статьи требует от субъекта административной юрисдикции предупредить эксперта об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, которая предусмотрена ст. 17.9 Кодекса.
4. Часть 4 данной статьи определяет основания для отказа эксперта от дачи экспертного заключения: если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. В этих случаях предполагается обязанность экспертного учреждения или эксперта письменно уведомить об этом лицо, направившее в их адрес определение о назначении экспертизы.5. Часть 5 комментируемой статьи определяет процессуальные права эксперта в производстве по делу об административном правонарушении, в том числе право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, ходатайствовать о предоставлении необходимых дополнительных материалов; с разрешения лица, рассматривающего дело, задавать относящиеся к предмету экспертного заключения вопросы лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям.В своем заключении эксперт вправе выйти за рамки поставленных перед ним вопросов и указать на обстоятельства, которые имеют значение по делу, но относительно которых ему не были поставлены вопросы.Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" определены обязанности и права эксперта (ст. ст. 7, 16 - 18), которые, на наш взгляд, могут быть отнесены к любому лицу, привлекаемому к рассмотрению дела в качестве эксперта (см. ст. 41 упомянутого Закона). Приказом Министерства юстиции РФ от 12 июля 2007 г. N 142 утверждено Положение об аттестации экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации.Минюст России устанавливает стоимость экспертного часа в указанных выше учреждениях при производстве судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, а также при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц.6. Согласно ст. 17.9 КоАП РФ эксперт несет административную ответственность за заведомо ложное заключение (в виде административного штрафа от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей). Аналогичная норма воспроизведена в ст. 19.26 Кодекса применительно к ответственности эксперта за заведомо ложное заключение при осуществлении государственного контроля (надзора), который может осуществляться вне рамок производства по делам об административных правонарушениях.7. Верховный Суд РФ подчеркнул, что определение о назначении экспертизы может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего, прокурора, защитника. При назначении экспертизы необходимо выяснить у лица, в отношении которого ведется производство по делу, и у потерпевшего их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом (см. п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (РГ. 2005. 19 апр.)).