Комментарий к ст 5.56 КОАП РФ. Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 5] [Статья 5.56]
1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, и в частности с заключительными стадиями избирательного процесса, процесса референдума, а также этапами, выходящими за временные рамки этих процессов (см. ч. 2 данной статьи).Данные отношения регламентируются законодательством РФ и субъектов РФ о выборах и референдумах (см. их перечень в п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).2. Этап подведения итогов голосования на выборах, референдуме связан с обязательным четким документальным оформлением избирательными комиссиями, комиссиями референдума и их уполномоченными членами всех процессуальных действий - составлением протоколов об итогах голосования, сводных таблиц об итогах голосования. Другими документами, связанными с подготовкой и проведением выборов, являются: акты о передаче бюллетеней для голосования от вышестоящих комиссий нижестоящим комиссиям и о погашении неиспользованных бюллетеней, акты о выдаче избирателям, участникам референдума открепительных удостоверений и о погашении неиспользованных удостоверений, особые мнения членов избирательных комиссий, комиссий референдума и др.
Перечисленные документы вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования направляются нижестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума в вышестоящую комиссию незамедлительно после подписания протокола. Порядок и способы доставки этих документов также регулируются законом.3. Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц избирательной комиссии, комиссии референдума, выразившиеся в непредставлении либо несвоевременном представлении упомянутых выше документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.4. Субъекты правонарушения по ч. 1 данной статьи названы в ее диспозиции - это председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума (по смыслу статьи - всех уровней, кроме Центральной избирательной комиссии РФ).5. Законодательством РФ о выборах и референдумах также регламентируется порядок и сроки хранения документов, связанных с выборами, референдумом (см., например, п. 22 ст. 79, ст. 88 Федерального закона от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы в упакованном и опечатанном виде в охраняемых помещениях хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Первые экземпляры протоколов избирательных комиссий об итогах голосования и сводных таблиц, отчеты избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных из бюджета на подготовку и проведение выборов, итоговые финансовые отчеты политических партий и т.д. хранятся не менее пяти лет.Ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, возлагается на председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума до передачи указанных документов в вышестоящую комиссию или в архив или до их уничтожения по истечении сроков хранения.6. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в действиях (бездействии) лиц, уполномоченных на хранение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, в результате которых документы были уничтожены до истечения срока хранения либо были уничтожены с нарушением порядка и сроков, предусмотренных законом.7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, могут быть как уполномоченные должностные лица - председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума, так и граждане.8. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).