Комментарий к ст 7.7 КОАП РФ. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 7] [Статья 7.7]
1. Цель данной статьи - охрана водохозяйственных сооружений и устройств как необходимого условия обеспечения безопасности населения и территорий, рационального использования водных ресурсов, а также обеспечение надлежащего порядка эксплуатации гидротехнических объектов.2. Правовое регулирование осуществляется ВК РФ и Федеральным законом от 27 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изм. и доп.). Важные положения содержатся в постановлениях Правительства РФ.3. Статья содержит один состав с альтернативными признаками предмета правонарушения. Ими являются объекты и системы водоснабжения и водоотведения, водохозяйственные сооружения и устройства (гидротехнические сооружения), накопители сточных вод и других жидких отходов независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности либо не имеющие владельца (см. Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 237 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника" с изм. и доп.), а также водохозяйственные сооружения и устройства, которые используются для осуществления специального водопользования согласно Перечню видов специального водопользования (по поверхностным водным объектам), утвержденному Министерством природных ресурсов РФ.
Водный кодекс РФ определил основные требования к использованию водных объектов (ст. 42), а также специальные требования - в зависимости от целей использования водных объектов (питьевое и хозяйственное водоснабжение, сброс сточных вод и (или) дренажных вод; использование водохранилищ, водных объектов для производства электроэнергии, для целей водного и воздушного транспорта, разведки и добычи полезных ископаемых; для сплава древесины; для лечебных и оздоровительных целей, обеспечения пожарной безопасности и др. (ст. ст. 43 - 53 ЛК РФ).4. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях, выражающихся в повреждении, т.е. нарушении состояния, гидротехнических сооружений и (или) их частей (например, приведение в негодность механизмов судоподъемников, повреждение русла дамб при проезде транспорта и пр.); в снижении установленных критериев безопасности гидротехнического сооружения - предельных значений количественных и качественных показателей состояния и условий его эксплуатации, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденных в установленном порядке федеральным органом государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.5. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме неосторожности.6. Субъекты указаны в санкции данной статьи.7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (за исключением повреждения гидротехнических сооружений) (ст. 23.23); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31).Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также должностные лица органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (п. 39 ч. 2 ст. 28.3).