Комментарий к ст 8.20 КОАП РФ. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 8] [Статья 8.20]
1. Данная статья содержит один основной состав административного правонарушения с альтернативными признаками объективной стороны.Цель статьи состоит в защите суверенных прав Российской Федерации на ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Сфера же ее действия широкая, что обусловлено необходимостью обеспечить экономические и экологические интересы страны, сохранность ресурсов от хищнической эксплуатации, нелегальной продажи их по демпинговым ценам иностранным потребителям, усилить борьбу с коррупцией и организованной преступностью в области незаконной торговли окружающей средой, используя для этого как превентивное средство административную ответственность. Статья может быть применена в отношении российских граждан, занятых добычей минеральных и живых ресурсов.2. О правовом регулировании порядка использования минеральных и живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации см. комментарий к ст. 8.17.
3. Объектом правонарушения являются общественные отношения в области использования ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и защиты суверенных прав России на указанные ресурсы. О предмете правонарушения см. комментарий к ст. 8.17.Объективная сторона правонарушения состоит в незаконной передаче, т.е. возмездном или безвозмездном целенаправленном действии (деятельности) по передаче добытых минеральных или живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации (без получения разрешения на такую передачу от специально уполномоченного федерального органа (органов) по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны) в натуре, включая образцы, полученные в ходе геологического изучения, поиска, разведки минеральных ресурсов, морских научных исследований.Незаконность передачи, таким образом, определяется отсутствием разрешения. Собственно передача может происходить путем погрузки добытого, например нефти на буровой скважине, в танкер; выгрузки, т.е. доставки добытых на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, ресурсов к месту нахождения получателя (порт иностранного государства), перегрузки добытых ресурсов, например улова, с судна на судно как вблизи места добычи, так и за его пределами.4. Правонарушение считается оконченным в момент передачи ресурсов.5. Субъективная сторона - вина в форме умысла.6. Субъекты данного административного правонарушения указаны в санкции.7. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10), органов, осуществляющих государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в части незаконной передачи минеральных ресурсов (ст. 23.22), а также судьями в случае передачи им дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).