Комментарий к ст 9.20 КОАП РФ. Нарушение порядка использования объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 9] [Статья 9.20]
1. Объектами административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности при осуществлении деятельности по хранению и уничтожению химического оружия. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется Федеральным законом от 2 мая 1997 г. N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (с изм. и доп.).Согласно ст. 1 данного Федерального закона объектом по хранению химического оружия является совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для его хранения, а объектом по уничтожению химического оружия - совокупность специально выделенной и охраняемой территории и основных и вспомогательных зданий и сооружений, предназначенных для уничтожения химического оружия, хранения, утилизации и захоронения отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия.При этом под химическим оружием понимаются в совокупности или в отдельности токсичные химикаты, боеприпасы и устройства, специально предназначенные для смертельного поражения или причинения иного вреда за счет токсических свойств токсичных химикатов, высвобождаемых в результате применения таких боеприпасов и устройств, а также оборудование, специально предназначенное для использования непосредственно в связи с применением указанных боеприпасов и устройств (ст. 1).
Что касается уничтожения химического оружия, то оно в соответствии с той же статьей Федерального закона представляет собой процесс необратимого преобразования токсичных химикатов, боеприпасов и устройств, оборудования в целях приведения в состояние, не пригодное для использования в качестве химического оружия.Согласно ст. 3 рассматриваемого Федерального закона работы по хранению и уничтожению химического оружия включают научно-исследовательские, опытно-конструкторские, промышленно-технологические и иные виды работ.2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в использовании объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия в целях, не связанных с хранением и уничтожением химического оружия, утилизацией и захоронением отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия. Прямой запрет на подобное использование данных объектов содержится в ст. 5 указанного Федерального закона. Этот запрет вытекает из следующих положений той же статьи: химическое оружие, объекты по хранению химического оружия и уничтожению химического оружия являются объектами, изъятыми из хозяйственного оборота; они находятся в исключительном ведении Российской Федерации и в федеральной собственности, управление которой осуществляется Правительством РФ в установленном порядке. Таким образом, административная ответственность наступает в случаях совершения любых действий, направленных на нецелевое использование упомянутых объектов.3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются как должностные лица (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 9.1 и 9.19), так и юридические лица, виновные в нецелевом использовании объектов, перечисленных в диспозиции настоящей статьи.4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения - вина в форме умысла.5. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять надзор и контроль за целевым использованием объектов по хранению химического оружия и по уничтожению химического оружия (ст. 23.76).Протоколы об этих правонарушениях составляются должностными лицами данного федерального органа (ч. 1 ст. 28.3).