Комментарий к ст 54 Семейного кодекса РФ. Право ребенка жить и воспитываться в семье
[Семейный кодекс РФ ( СК РФ )] [Глава 11] [Статья 54]
1. Под ребенком семейное законодательство понимает лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Таким образом, это понятие "ребенок" соответствует определению, данному ст. 1 Конвенции о правах ребенка, в которой Россия участвует с 15 сентября 1990 г.И нормы международного права, и Семейный кодекс считают ребенка самостоятельной личностью. Так, согласно ст. 57 СК ребенок вправе выражать в семье свое мнение по любому вопросу, затрагивающему его интересы, а если ребенок достиг 10 лет, то учет его мнения обязателен (см. комментарий к этой статье).2. В то же время понятие "ребенок" неоднозначно. Гражданское законодательство различает - по объему дееспособности - детей до 6 лет, от 6 до 14 и от 14 до 18 лет. Кроме того, ребенок может стать полностью дееспособным и до 18 лет (при сочетании браком в установленном порядке, при эмансипации, см. комментарий к ст. 56), но это вовсе не означает потерю личных неимущественных прав, например возможность жить в семье.
3. Если родители проживают раздельно (разъехались, развелись или вовсе не состояли в браке), вопрос о том, с кем из них остаются дети, решается по обоюдному согласию и с учетом мнения детей, а в случае спора - судом (см. комментарий к ст. 65).Но и в этом случае ребенок имеет право знать обоих родителей и общаться с ними. Так, ст. 55 СК особо подчеркивает, что расторжение брака, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.4. Право ребенка на совместное проживание с родителями (одним из них) должно обеспечивать его интересы, всестороннее развитие, уважение его достоинства и т.д.Если жизнь в семье идет вразрез с правами и интересами ребенка, а также при отсутствии обоих родителей и в других случаях утраты их попечения, заботу о ребенке берут на себя органы опеки и попечительства. Эти органы выявляют и ведут учет таких детей с тем, чтобы соответствующим образом устранить или компенсировать тяжелые обстоятельства, например передать ребенка на воспитание в другую семью, а если такой возможности нет - в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения (см. комментарий к ст. ст. 121 - 123).