Как мы работаем?
  • 1 Оставьте вопрос или позвоните нам.
  • 2 Мы перезвоним и бесплатно расскажем как решить проблему.
  • 3 При необходимости изучим документы и начнем работу над Вашим делом.
  • 4 Предоставим полное юридическое сопровождение и выиграем дело!

Задайте вопрос дежурному юристу,

и получите бесплатную консультацию в течение 5 минут.

Пример: Дом оформлен на меня, но я там жить не буду, в нем будет проживать и прописан мой дед постоянно. Как оформить коммунальные услуги на него и кто будет их оплачивать??

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.

Юрист готов ответить на ваш вопрос!

Укажите ваши контакты, для того чтоб мы могли с вами связаться.

Конфиденциально

Все данные будут переданы по защищенному каналу.

Быстро

Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист.
Спасибо! Ваша заявка принята, в ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Комментарий к ст 10 УИК РФ. Основы правового положения осужденных

[Уголовно-исполнительный кодекс ( УИК РФ )] [Глава 2] [Статья 10]
1. Реализуя провозглашенный в ст. 2 Конституции РФ принцип, заключающийся в том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, УИК РФ посвящает закреплению норм, регламентирующих правовой статус осужденных, самостоятельную главу. Впервые в истории уголовно-исполнительного законодательства России подобным нормам отводится отдельная глава. Тем самым подчеркивается непреложность обеспечения законности исполнения наказания, прав и законных интересов осужденных. Для сравнения: в ИТК РСФСР (1970 г.), действовавшем на протяжении 16 лет, правовое положение осужденных регламентировалось лишь тремя статьями.Часть 1 комментируемой статьи конкретизирует ст. 17 Конституции РФ, гарантирующую права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права применительно к особенностям правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание. То есть государство не только обязуется уважать права, свободы и законные интересы осужденных, но и гарантирует возможность их реализации. На осуществление данной важной и сложной задачи направлена, в частности, и Федеральная целевая программа "Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 - 2016 годы)" (2006 г.), основной целью которой является приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствие с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам.2. В комментарии к данной статье и к ряду иных статей в настоящем комментарии упоминаются правовые категории, которые нуждаются в кратких пояснениях. Так, под субъективным правом понимается гарантируемая государством и обеспеченная правовыми нормами возможность лица поступать определенным образом и пользоваться определенным благом. Субъективным оно именуется потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Категория "свобода" юридически идентична категории "право"."Юридическая обязанность" - это предписанное правовыми нормами объективно необходимое, должное поведение субъекта правоотношений в интересах управомоченного лица. Юридическая обязанность может выражаться как в активных положительных действиях, так и в воздержании от каких-либо действий.Под "законными интересами" понимаются потребности личности, не охватываемые содержанием установленных законом прав и свобод. В отличие от прав им не противостоят прямые юридические обязанности соответствующих лиц (контрагентов), они не имеют твердых юридических гарантий, поэтому выполнение притязаний их обладателя не является обязательным. Тем не менее эти интересы являются законными, поскольку охраняются и защищаются законом, что отличает их от иных интересов. В правовом статусе осужденных, по сравнению со статусом гражданина Российской Федерации, объем законных интересов больше. Это вызвано тем, что законодатель в ряде случаев преднамеренно наделяет их не правами, а законными интересами, обусловливая возможность их реализации предъявлением к осужденным таких требований, как "хорошее поведение", "добросовестное отношение к труду", "отсутствие взысканий" и т.д.3. Права, свободы, законные интересы и обязанности образуют в своей совокупности правовое положение (статус) гражданина. Осужденный независимо от вида наказания продолжает оставаться гражданином Российской Федерации и после вступления обвинительного приговора суда в законную силу, поскольку согласно ст. 6 Конституции РФ гражданин не может быть лишен своего гражданства. Более того, в соответствии со ст. 20 Закона РФ 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" выход из гражданства не допускается, если в отношении лица имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.Сохранение за осужденным гражданства Российской Федерации имеет важное социально-правовое значение. В ч. 2 ст. 10 УИК РФ закреплено, что ограничения и изъятия прав и свобод гражданина не могут устанавливаться ничем иным, кроме федеральных законов, причем, как подчеркивается в ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ими только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения или изъятия могут быть установлены как самой Конституцией так и иными конституционными или федеральными законами, т.е. ни один подзаконный нормативный правовой акт ограничений правового статуса гражданина содержать не может. Так, ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Иными федеральными законами, предусматривающими ограничения, помимо УК РФ или УИК РФ, могут быть, например, Федеральный закон 1996 г. "Об оружии", согласно ст. 13 которого лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской Федерации, имеющим судимость за совершение умышленного преступления или отбывающим наказание за совершенное преступление.4. На осужденных распространяются все конституционные обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" на осужденных, отбывающих наказание в виде обязательных либо исправительных работ, ограничение свободы, арест и лишение свободы, не распространяется конституционная обязанность нести военную службу.5. Часть 3 комментируемой статьи закрепляет правовое положение осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства. Согласно ст. 2 Федерального закона 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Эти лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 62 Конституции РФ, ст. 4 упомянутого Федерального закона). Таким случаем является, например, наличие у лица дипломатического иммунитета, и тогда вопрос о его уголовной ответственности согласно ст. 11 УК РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.6. Статья 3 УИК РФ, как и в целом гл. 2 Кодекса, закрепляет лишь основы правового положения осужденных. Представленные здесь нормы распространяются на всех лиц, отбывающих уголовные наказания. Конкретизация же правового статуса осужденных, наполнение его определенными правами, обязанностями и законными интересами зависит от вида назначенного наказания и поведения осужденного в период его отбывания.
Комментарий к статье 10

Консультации юриста к комментариям ст. 10 УИК РФ

Задать вопрос:

Ваш регион:
Ваше имя:
Телефон:
(можно сотовый)
Ваш вопрос

  • Илья Пыжов
    что такое взыскание? (зона)
    • Пример : У моего подзащитного сломался станок, на котором он целыми днями шьет рукавицы, рассказал НГ Юрий Шмидт. Следуя инструкции, он выключил станок и пошел в поисках слесаря-наладчика, чтобы сообщить ему о поломке. В результате, не успев...
  • Зоя Мельникова
    Когда осужденного отправляют по этапу и он находится в пересыльной тюрьме, можно ли передать ему передачю?
    • Ответ юриста:
      Если осужденного отправляют по этапу, значит приговор вступил в законную силу. Соответственно все передачи и свидания регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом РФ в зависимости от вида наказания и условий содержания. Если осуждённому передача положена, то у Вас её обязаны принять.
  • Валентин Однодворов
    свидания в СИЗО. у подруги муж сидит в СИЗО суд был, подал аппиляцию. жена разрешение на свидания берет через адвоката у судьи..с горем по полам 1 раз в меясц дает, но с таким видом..фи.. а в самом СИЗО разговаривала и сказали что выдают 2 раза в месяц...адковат утвержадет "вам вообще не положено! скажите спасибо что выбиваю хожу!"... или дейсвительно так, и именно им неположены свидания (сидит по воровству), или адвокат просто 5ую точку не хочет зря поднимать и делает тонкие намеки на деньги?
    • Ответ юриста:
      1)Для подследственных, находящихся в СИЗО, разрешены только краткосрочные свидания. По закону позволено 2 свидания в месяц, обычно дают 2 часа. Разрешение на свидание, пока не закончено следствие, дает следователь. 2)После закрытия уголовного дела и передачи его в суд, разрешение на свидание дает судья, если он отсутствует, идите к председателю суда. Судьи в предоставлении свидания отказывают сейчас очень редко. 3)После вступления приговора в законную силу, разрешение на свидание можно получить в окне «справки» СИЗО. 4)Разрешение на свидание действительно в течение 14 дней, так что Вы сможете поехать на свидание в удобный для Вас день. В соответствии с пунктом 68 "Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", утвержденных приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205, разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим. Согласно части 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Ваш муж к указанным категориям осужденных не относится. Поэтому начальник СИЗО не вправе давать разрешение на предоставление свидания с осужденным, следующим через СИЗО транзитом (в Вашем случая - из одной ИК в другую).
  • Галина Орлова
    кто нибудь расскажите, как живут в женской колонии общего режима в волгоградской области?. меня туда не возьмут.... очень надо узнать ...
    • ниче интересного поверьте-этослишком долго рассказывать-откройте яндекс-консультант +-найдите Уголовно-исполнительный кодекс-и условия содержания осужденных женщин прочтите-вот именно так
  • Алла Пугачева
    слышала, что отбывать наказание осужденные теперь будут только в своем регионе. подскажите, где узнать об этом поточнее
    • Ответ юриста:
      Уголовно Исполнительный Кодекс РФ Статья 73. Места отбывания лишения свободы 1. Осужденные к лишению свободы, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации. 2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.