Комментарий к ст 182 УИК РФ. Права освобождаемых осужденных на трудовое и бытовое устройство и другие виды социальной помощи
[Уголовно-исполнительный кодекс ( УИК РФ )] [Глава 22] [Статья 182]
1. Осужденные, освобождаемые от наказания в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы, имеют право на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи, не предусмотренных комментируемым Кодексом, в частности на получение пособия по безработице, информации по вопросам занятости, на обучение новой профессии (специальности) либо на повышение квалификации, которые дают возможность трудоустроиться, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" вопросы трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, входят в компетенцию федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также соответствующих служб занятости.Во многих регионах заключены соглашения о сотрудничестве между территориальными органами ФСИН России и органами Федеральной службы занятости населения, приняты законы о квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в которых определены права на трудоустройство лиц, освобожденных из мест лишения свободы, регулярно проводятся ярмарки вакансий с выездом в исправительные учреждения специалистов региональных центров занятости населения и представителей работодателей.
2. ФСИН России, ее территориальные органы в решении вопросов социальной адаптации взаимодействуют не только с органами исполнительной власти, но и с общественными организациями и религиозными объединениями. Поскольку основные проблемы возникают при решении вопросов осужденных, не имеющих постоянного места жительства, большую помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства данной категории осужденных оказывают центры социальной адаптации, дома ночного пребывания.В субъектах Российской Федерации функционируют более 200 учреждений социальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы, основной задачей которых является социально-правовая защита указанной категории граждан, оказание им помощи в решении вопросов трудового и бытового устройства.3. Отсутствует государственно-правовой механизм социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, сложившаяся практика трудового и бытового устройства лиц, отбывших наказание, не обеспечивает в полной мере реализацию прав и законных интересов указанной категории граждан. Имеющиеся центры социальной реабилитации, социальные приюты в силу их малочисленности не способны охватить своим воздействием всех освобождающихся из мест лишения свободы и нуждающихся в социальной помощи.На решение этих проблем направлен разработанный Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций проект федерального закона о социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, устанавливающего правовые, организационные принципы и основные направления оказания социальной помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, их правовое положение, а также определяющего компетенцию и обязанности государственных органов Российской Федерации в этой сфере.При Комитете Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству создана межведомственная рабочая группа по вопросам обеспечения социальной адаптации несовершеннолетних, освобождаемых из мест лишения свободы.