Комментарий к ст 21 Бюджетного кодекса РФ. Классификация расходов бюджетов
[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 21]
Статья 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию расходов бюджетов.Классификация расходов бюджетов, так же, как и классификация доходов, имеет свой код, структура которого состоит из нескольких кодов:1. Код главного распорядителя бюджетных средств.2. Код раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов.
3. Код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.Первым кодом классификации является код главного распорядителя бюджетных средств.Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (ст. 6) главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что распорядителями бюджетных средств являются:- орган государственной власти (государственный орган);- орган управления государственным внебюджетным фондом;- орган местного самоуправления;- орган местной администрации;- бюджетное учреждение. Все вышеперечисленные субъекты бюджетных правоотношений являются распорядителями бюджетных средств в том случае, если они имеют право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.Получателями бюджетных средств являются:- орган государственной власти (государственный орган);- орган управления государственным внебюджетным фондом;- орган местного самоуправления;- орган местной администрации.Получатели бюджетных средств должны находиться в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетного учреждения и иметь право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.Определение статуса главных распорядителей бюджетных средств является прерогативой законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующего уровня.Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета устанавливается законом о федеральном бюджете.Перечень главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается законом о бюджете субъекта Российской Федерации.Перечень главных распорядителей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов устанавливается законом о бюджете соответствующего государственного внебюджетного фонда.Перечень главных распорядителей средств местных бюджетов устанавливается решением о соответствующем местном бюджете.Перечень главных распорядителей средств соответствующего бюджета должен содержаться в составе ведомственной структуры расходов.Классификация расходов бюджетов подразделяется на четыре уровня:- разделы классификации расходов бюджетов;- подразделы классификации расходов бюджетов;- целевые статьи классификации расходов бюджетов;- виды расходов.Наиболее укрупненными в классификации расходов бюджетов являются разделы, а подразделы, целевые статьи и виды расходов более подробно детализируют разделы классификации расходов бюджетов.Первые два уровня классификации расходов бюджетов являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы, что также свидетельствует о единстве бюджетной системы Российской Федерации.Согласно определению бюджета, данного в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. На этом основании разделы классификации расходов бюджетов формируются исходя из укрупненных задач и функций государства, так как все задачи и функции должны быть обеспечены денежными средствами. Подразделы детализируют задачи и функции, осуществляемые государством посредством органов государственной власти и местного самоуправления.Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает 11 разделов классификации расходов бюджетов, такие, как:1) общегосударственные вопросы;2) национальная оборона;3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;4) национальная экономика;5) жилищно-коммунальное хозяйство;6) охрана окружающей среды;7) образование;8) культура, кинематография, средства массовой информации;9) здравоохранение, физическая культура и спорт;10) социальная политика;11) межбюджетные трансферты.Указанные разделы классификации расходов бюджетов определяют наиболее фундаментальные направления обеспечения функционирования государства и наиболее важные сферы жизнедеятельности гражданина.Данные разделы включают следующие подразделы классификации расходов бюджетов, которые также являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:1) общегосударственные вопросы:функционирование Президента Российской Федерации;функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;судебная система;обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;обеспечение проведения выборов и референдумов;международные отношения и международное сотрудничество;государственный материальный резерв;фундаментальные исследования;обслуживание государственного и муниципального долга;резервные фонды;прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;другие общегосударственные вопросы;2) национальная оборона:Вооруженные Силы Российской Федерации;модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;мобилизационная и вневойсковая подготовка;мобилизационная подготовка экономики;подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;ядерно-оружейный комплекс;реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;прикладные научные исследования в области национальной обороны;другие вопросы в области национальной обороны;3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:органы прокуратуры;органы внутренних дел;внутренние войска;органы юстиции;система исполнения наказаний;органы безопасности;органы пограничной службы;органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;обеспечение пожарной безопасности;миграционная политика;модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;4) национальная экономика:общеэкономические вопросы;топливно-энергетический комплекс;исследование и использование космического пространства;воспроизводство минерально-сырьевой базы;сельское хозяйство и рыболовство;водные ресурсы;водное хозяйство;лесное хозяйство;транспорт;дорожное хозяйство;связь и информатика;прикладные научные исследования в области национальной экономики;другие вопросы в области национальной экономики;5) жилищно-коммунальное хозяйство:жилищное хозяйство;коммунальное хозяйство;благоустройство;прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;6) охрана окружающей среды:экологический контроль;сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;другие вопросы в области охраны окружающей среды;7) образование:дошкольное образование;общее образование;начальное профессиональное образование;среднее профессиональное образование;профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;высшее и послевузовское профессиональное образование;молодежная политика и оздоровление детей;прикладные научные исследования в области образования;другие вопросы в области образования;8) культура, кинематография, средства массовой информации:культура;кинематография;телевидение и радиовещание;периодическая печать и издательства;прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации;9) здравоохранение, физическая культура и спорт:стационарная медицинская помощь;амбулаторная помощь;медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;скорая медицинская помощь;санаторно-оздоровительная помощь;заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;санитарно-эпидемиологическое благополучие;физическая культура и спорт;прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта;другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта;10) социальная политика:пенсионное обеспечение;социальное обслуживание населения;социальное обеспечение населения;охрана семьи и детства;прикладные научные исследования в области социальной политики;другие вопросы в области социальной политики;11) межбюджетные трансферты:дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;иные межбюджетные трансферты;межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.Действующее законодательство Российской Федерации в рамках разделов и подразделов классификации расходов бюджетов предусматривает те расходы, которые ранее включались в функциональную классификацию расходов, которая была названа таковой от слова "функции", предусмотренные в данной классификации. Основные разделы, которые были утверждены в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", сохранены. Вместе с тем, исходя из приоритетов государственной, социально-экономической политики, курса национальной политики, провозглашенных в частности в посланиях Президента Российской Федерации <1>, бюджетная классификация расходов дополнена некоторыми подразделами. Это такие разделы, как модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов; дорожное хозяйство; благоустройство; экологический контроль; профессиональная подготовка; стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; охрана семьи и детства; дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии); субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.--------------------------------<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // РГ. N 97. 11.05.2006; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // РГ. N 90. 27.04.2007.Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе детализировать расходы бюджета, но только в части целевых статей и видов расходов бюджета.Право на детализацию целевых статей и видов расходов относится к компетенции законодательных (представительных) органов государственной власти и утверждается законом (решением) о бюджете. В случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, детализация может осуществляться сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. В частности, такой случай предусмотрен в ст. 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по расходам по кодам классификации операций сектора государственного управления.В законе о бюджете должны содержаться перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета, которые утверждаются в составе ведомственной структуры расходов. Ведомственная структура расходов - это распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год главным распорядителям бюджетных средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации.Поскольку согласно ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, то целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Расходные обязательства - это обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), проекту для осуществления бюджетных инвестиций, подпадающему под установленные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации критерии, присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.Государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств и должно обеспечивать их денежными средствами, предусмотренными в соответствующем бюджете. Другие функции государства также должны быть обеспечены финансовыми средствами.Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает и устанавливает порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления.Перечень, коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов субвенций или межбюджетных субсидий, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные субвенции и межбюджетные субсидии.То есть для федерального бюджета порядок определения перечня, кодов целевых статей и (или) видов расходов бюджетов субвенций или межбюджетных субсидий устанавливается Министерством финансов Российской Федерации, для региональных бюджетов - финансовыми органами субъектов Российской Федерации, и для местных бюджетов - финансовыми органами местного самоуправления.Особый порядок предусмотрен для финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов федерального бюджета в части, касающейся финансового обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение военной и правоохранительной службы, должны обеспечивать сопоставимость и соблюдение единых принципов отражения соответствующих расходов.