Комментарий к ст 266 Бюджетного кодекса РФ. Утратила силу.
[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 26] [Статья 266]
Пункт 1 ст. 266 комментируемой главы устанавливает, что финансовый контроль со стороны органов исполнительной власти осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Финансовый контроль со стороны органов (должностных лиц) местных администраций муниципальных образований проводят финансовые органы муниципальных образований.В силу п. 1 Положения о Министерстве финансов, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 329 от 30.06.2004 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, в бюджетной сфере, в области государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Министерство финансов РФ осуществляет свои полномочия в области финансового контроля через свои структурные подразделения и территориальные органы на федеральном и региональном уровнях.Постановлением Правительства РФ N 703 от 01.12.2004 утверждено Положение о Федеральном казначействе, п. 1 которого установил, что Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.Контрольные полномочия финансовых органов субъектов РФ определяются в соответствии с законами субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о регулировании межбюджетных отношений и др.
Так, ст. 12 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.Финансовый контроль от имени местных администраций муниципальных образований, как правило, осуществляется комитетами финансов, органами ведомственного контроля, главными бухгалтерами бюджетных организаций, а в республиках - министерствами финансов, ведомствами и иными органами.В большинстве субъектов Российской Федерации муниципальные образования и бюджеты созданы на уровне бывших городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения и административных районов. В свою очередь, территориальные единицы более низкого уровня (поселки, сельсоветы и др.), ранее имевшие свои бюджеты, переведены на смежное финансирование <1>.--------------------------------<1> Пронина Л.И. Реформирование межбюджетных отношений и интересы местного самоуправления // Финансы. 2001. N 11. С. 15.Органы местного самоуправления в силу п. 1 ст. 132 Конституции РФ самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.Пункт 2 ст. 266 комментируемой главы предусматривает, что формы и порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципального образования устанавливаются Бюджетным кодексом, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления.Основными формами осуществления финансового контроля в РФ органами исполнительной власти и органами (должностными лицами) местных администраций муниципального образования являются предварительный, текущий и последующий контроль.Порядок осуществления финансового контроля органами исполнительной власти устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, правительствами субъектов РФ, актами федеральных министерств и ведомств. Так, например, порядок проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ установлен Приказом Минфина РФ N 42н от 14.04.2000 <1>.--------------------------------<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.В частности, Министерство финансов Российской Федерации уполномочено:1. Вносить в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральных служб, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства.2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принимать следующие нормативные правовые акты:- порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и консолидированного бюджета Российской Федерации;- порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;- порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;- порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации и передачи Министерству финансов Российской Федерации информации из государственной долговой книги субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги.3. Осуществлять:- составление проекта федерального бюджета;- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;- представление в Правительство Российской Федерации отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;- управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;- методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;- методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;- организацию ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора;- заключение от имени Российской Федерации договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации и договоров обеспечения регрессных требований гаранта;- управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации;- ведение Государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;- выполнение функций эмитента государственных ценных бумаг;- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовой год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;- в установленном порядке ведение переговоров и подписание от имени Правительства Российской Федерации многосторонних соглашений с должниками и кредиторами в рамках Парижского клуба;- сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов;- организацию перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;- согласование решений Пенсионного фонда Российской Федерации об объемах и структуре размещения средств страховых взносов;- методическое руководство по использованию реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, в целях учета расходных обязательств Российской Федерации;- проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности;- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (п. 5 Постановления Правительства РФ N 329 от 30.06.2004 <1>).--------------------------------<1> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.