Комментарий к ст 8 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 2] [Статья 8]
В комментируемой статье закреплен перечень бюджетных полномочий, относимых к ведению субъектов Федерации. Каждый субъект Федерации имеет право на собственный бюджет независимо от размеров территории, численности населения и взаимоотношений с федеральными органами государственной власти. Это равноправие распространяется и на бюджетные правоотношения. Основой бюджетной компетенции субъекта РФ необходимо считать принцип федерализма, заложенный в Конституции РФ, определяющий ее положения о равноправии субъектов, о взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Бюджетную компетенцию субъекта можно определить как совокупность его прав и обязанностей в качестве государственно-правового образования в сфере бюджетных отношений. Осуществление бюджетной компетенции субъектом Федерации является основой реализации полномочий по предметам совместного ведения, установленного законом.Принцип бюджетного федерализма, лежащий в основе построения бюджетной системы РФ, а также признание и гарантирование местного самоуправления предопределяют возможность классификации бюджетных полномочий по трем направлениям.Первую группу составляют полномочия по правовому регулированию бюджетных отношений субъекта РФ, которые направлены на обеспечение регулирования бюджетного устройства субъекта Федерации и бесперебойного функционирования всей бюджетной системы Российской Федерации:- установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
- установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;- установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных или региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации;- установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации;- осуществление государственных заимствований и предоставление государственных гарантий субъекта Российской Федерации, предоставление бюджетных кредитов, управление государственным долгом и государственными активами субъекта Российской Федерации;- установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации и бюджетам территориальных внебюджетных фондов;- временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления.Указанное полномочие субъектов Федерации вызывает сомнения. Согласно конституционному принципу самостоятельности и независимости местного самоуправления при решении вопросов местного значения, а также роли местных бюджетов как материальной основы осуществления местным самоуправлением своих функций в правовом смысле наделения субъекта РФ данным полномочием, несмотря на временный характер его осуществления, неверно и в теоретическом плане. Но если указанное полномочие уже закреплено, необходимо законодательно предусмотреть условия и порядок наделения субъекта Федерации полномочиями органов местного самоуправления.В первой группе классификации полномочий можно выделить юрисдикционные полномочия по привлечению к ответственности за нарушение бюджетного законодательства субъекта Федерации.Вторую группу полномочий составляют полномочия по осуществлению бюджетного процесса субъектом РФ, направленные на реализацию бюджетной политики части региональных бюджетных и внебюджетных фондов:- установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;- составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.В третью группу полномочий могут быть выделены дополнительные бюджетные полномочия субъектов Федерации, таких, как города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург:- определение законами указанных субъектов Российской Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные настоящим Кодексом источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;- установление нормативов отчислений доходов в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о налогах и сборах;- определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;- определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;- определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.Указанные полномочия предполагают различное регулирование межбюджетных отношений между РФ и ее субъектами в зависимости от конституционно-правовой формы. Равенство бюджетно-правового статуса субъектов понимается как тождественность правовых возможностей субъектов, закрепляемых за ними, и равные нормативные возможности их реализации. Наделение городов федерального значения рядом бюджетных полномочий, которые не имеют другие субъекты Федерации, нарушает конституционный принцип федерализма.Принцип федерализма проявляется в наличии определенных прав и обязанностей регионов в отношении бюджетов других уровней.Относительно собственных бюджетов субъекты Российской Федерации обладают следующими полномочиями:1. Осуществлять нормативно-правовое регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории.2. Самостоятельно формировать источники доходов региональных бюджетов.3. Самостоятельно определять расходы, финансируемые из средств регионального бюджета.4. Определять условия и порядок размещения государственного заказа субъектов РФ.5. Определять источники покрытия дефицита бюджета из установленных на федеральном уровне.6. Возможность вводить секвестр, то есть пропорциональное снижение расходов по всем, кроме защищенных, статьям бюджета в течение оставшегося текущего года.7. Признать безденежным долг бюджету субъекта РФ.8. Создавать собственные контрольно-счетные органы.9. Осуществлять блокировки расходов регионального бюджета.10. Устанавливать иммунитет регионального бюджета, а именно: правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основе судебного акта.Следующая группа бюджетных прав субъекта РФ включает полномочия субъекта РФ относительно федерального уровня:1. Получать из федерального бюджета источников доходов, закрепленных за бюджетом субъекта Федерации, и регулирующих доходов.2. Компенсировать бюджетные средства, излишне израсходованные или недополученные в результате принятия определенных решений федеральным органом государственной власти.3. Участвовать в законодательном процессе по принятию федерального бюджета посредством представительства в Совете Федерации.Бюджетные полномочия субъектов Федерации относительно бюджетной деятельности местного уровня в юридической литературе разделяют на: а) регулирующие; б) обеспечивающие; в) контрольные; г) компенсационные; д) юрисдикционные.1. Регулирующие:- принятие законов о местном самоуправлении, регулирующих кроме прочего бюджетные отношения;- разработка законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих финансово-бюджетную деятельность муниципальных образований;- регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;- разработка государственных минимальных социальных стандартов, установление социальных норм;- установление минимальных бюджетных расходов;- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи (межбюджетных трансфертов) из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.2. Обеспечивающие:- обеспечение совместно с федеральными органами государственной власти минимальных местных бюджетов, в том числе закрепленных доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов;- предоставление финансовой помощи (межбюджетных трансфертов) из бюджета субъекта РФ местным бюджетам;- обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;- передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления полномочий субъекта Федерации, переданных им в соответствии с законом.3. Контрольные:- контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства РФ и законодательства субъекта Федерации;- осуществление контроля за эффективным и целевым использованием средств, выделенных из бюджета субъекта для финансирования федеральных и региональных целевых программ;- осуществление контроля за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из регионального бюджета по другим основаниям.4. Компенсационные:- компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов или уменьшения расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъекта РФ;- компенсация органам местного самоуправления затрат, понесенных ими при осуществлении полномочий, отнесенных к категории государственных, во избежание чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.5. Юрисдикционные:- списывание в бесспорном порядке суммы средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях;- списывание в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;- взыскивание в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе.