Комментарий к ст 24 Градостроительного кодекса РФ. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 3] [Статья 24]
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил основы правового регулирования мероприятий по подготовке и утверждению генерального плана поселения, генерального плана городского округа, которыми являются:
- определение в соответствии с нормами ч. 1 настоящей статьи полномочий представительного органа местного самоуправления поселения, представительного органа местного самоуправления городского округа по утверждению соответствующих генеральных планов;
- обозначение в порядке ч. 2 настоящей статьи полномочий главы местной администрации поселения и главы местной администрации городского округа на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений);
- регламентация четырех условий проведения мероприятий по подготовке проекта генерального плана (соответствие требованиям ст. 9 Кодекса, учет региональных (местных) нормативов градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложения заинтересованных лиц);
- определение обязательного содержания региональных и местных нормативов градостроительного проектирования - пять видов минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- установление порядка утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования;
- обязанность размещения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте субъекта РФ не менее чем за два месяца до их утверждения;
- обозначение условий утверждения местных нормативов градостроительного проектирования с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий в нормативных правовых актах органов местного самоуправления;
- правило обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ об охране объектов культурного наследия и ст. 27 настоящего Кодекса;
- установление правила обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения в соответствии с нормами ст. 25 настоящего Кодекса в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минрегионом России);
- обозначение права заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту генерального плана;
- правило обязательного рассмотрения проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, с приложением протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации для утверждения в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа);
- регламентация двух видов решения представительных органов местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку в соответствии с протоколами публичных слушаний и заключением;
- определение права судебного оспаривания генерального плана, если права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такого генерального плана;
- установление права четырех категорий субъектов градостроительной деятельности обращаться к главе местной администрации поселения (городского округа) с предложениями о внесении изменений в генеральный план;
- обозначение правовых основ порядка внесения изменений в генеральный план.2. Нормы ч. 2 рассматриваемой статьи определяют полномочия главы местной администрации поселения и главы местной администрации городского округа на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений).3. В правилах комментируемой части законодатель регламентировал четыре условия проведения мероприятий по подготовке проекта генерального плана (соответствие требованиям ст. 9 Кодекса, учет региональных (местных) нормативов градостроительного проектирования, результаты публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложения заинтересованных лиц).
Следует отметить, что правилами Кодекса введен в оборот принципиально новый термин - "региональные нормативы градостроительного проектирования", содержание которых устанавливается комментируемыми нормами. А правила ч. 5 настоящей статьи содержат норму, в порядке которой утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта РФ. Таким образом, правилами ст. ст. 24 и 25 настоящего Кодекса законодательно закреплены основы правового регулирования нормативов градостроительного проектирования, в том числе положения Кодекса:
- упразднили градостроительные нормативы и правила, утверждаемые на федеральном уровне;
- установили содержание нормативов градостроительного проектирования регионального и местного уровней;
- передали субъектам РФ полномочия по определению состава, порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования;
- ввели нормативы градостроительного проектирования в "механизм" регулирования градостроительной деятельности на региональном уровне;
- ввели императивное правило иерархии (см. ч. 6 комментируемой статьи), согласно которому установлен запрет на утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования;
- исключили из нормативов градостроительного проектирования требования безопасности согласно требованиям законодательства к техническим регламентам, которые принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.4. Комментируемая часть включает определение обязательного содержания региональных и местных нормативов градостроительного проектирования - пяти видов минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлен порядок утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, который включает:
- учет особенностей поселений (городских округов) в границах субъекта РФ;
- установление состава, порядка подготовки и утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования законодательством субъектов РФ;
- учет положений ч. 5.1 настоящей статьи об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта РФ с учетом предложений органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах такого субъекта РФ.
Часть 5.1 комментируемой статьи определяет обязанность размещения проекта региональных нормативов градостроительного проектирования на официальном сайте субъекта РФ не менее чем за два месяца до их утверждения. Также рассматриваемые положения включают правило утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования органом государственной власти субъекта РФ.
Отметим, что содержание комментируемой части внесено в Кодекс согласно подп. "г" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ с целью оптимизации процедур по территориальному планированию и обеспечения утверждения документов территориального планирования в установленный срок.6. Положениями ч. 6 комментируемой статьи законодатель обозначил условия утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий в нормативных правовых актах органов местного самоуправления.
Следует обратить внимание на императивную норму рассматриваемой части о запрете утверждать местные нормативы градостроительного проектирования, которые содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования.7. Рассматриваемые нормы определяют при подготовке генеральных планов правило обязательного учета ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ об охране объектов культурного наследия и ст. 27 настоящего Кодекса.8. В правилах ч. 8 комментируемой статьи законодатель установил правила обязательного согласования проекта генерального плана до его утверждения в соответствии с нормами ст. 25 настоящего Кодекса в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минрегиона России).
О нормативных правовых актах, регламентирующих порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований), см. комментарии к п. 2 ст. 1 комментируемого Кодекса.9. В соответствии с положениями ч. 10 комментируемой статьи обозначено право заинтересованных лиц представить свои предложения по проекту генерального плана.
Положениями ч. ч. 11 и 12 комментируемой статьи законодатель обозначил правило обязательного рассмотрения проекта генерального плана на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, с приложением протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации для утверждения в представительный орган местного самоуправления поселения (городского округа).10. В правилах ч. 13 законодатель установил два вида решения представительных органов местного самоуправления поселения (городского округа) об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку в соответствии с протоколами публичных слушаний и заключением.
В соответствии с положениями ч. 15 настоящей статьи определено право судебного оспаривания генерального плана, если права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения такого генерального плана.
Об общепризнанном принципе обязательной судебной защиты нарушенных прав и основах правового регулирования арбитражного производства при обжаловании решений, действий (бездействия) в сфере градостроительной деятельности см. комментарии к ч. 8 ст. 55.6 Кодекса.11. Положениями ч. 16 комментируемой статьи законодатель обозначил права четырех категорий субъектов градостроительной деятельности (органов государственной власти и местного самоуправления, а также заинтересованных лиц) обращаться к главе местной администрации поселения (городского округа) с предложениями о внесении изменений в генеральный план, которое согласно ч. 17 рассматриваемой статьи осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи и ст. ст. 9, 25 Кодекса.12. Нормы ч. ч. 17 и 18 рассматриваемой статьи определяют обозначение правовых основ порядка внесения изменений в генеральный план, которые включают:
- соблюдение требований настоящей статьи и ст. ст. 9 и 25 настоящего Кодекса;
- внесение без проведения публичных слушаний в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов, в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения.