Комментарий к ст 4 Градостроительного кодекса РФ. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 1] [Статья 4]
1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил сферу (предмет) регулирования законодательства о градостроительной деятельности, содержание которой повторяет виды градостроительной деятельности (см. комментарий к п. 1 ст. 1 Кодекса).2. В правилах комментируемой части законодатель установил исключительную важность специальных законов в особых областях рассматриваемого законодательства, связанных с повышенным риском для человека и окружающей среды. К таковым приоритетам отнесены только следующие категории законов:
- в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ);
- в сфере безопасности гидротехнических сооружений (ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений");
- в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов");
- в сфере использования атомной энергии (Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии");
- в области технического регулирования (о применяемых в сфере градостроительной деятельности технических регламентах см. комментарии к п. 7 ст. 2 Кодекса).3. В правилах комментируемой части законодатель установил случаи, когда градостроительное законодательство может дополняться нормами из других сфер правоотношений при условии отсутствия требуемых правил в содержании Кодекса.
Обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 2 Кодекса требует наличие взаимообусловленности различных областей правоотношений. Поэтому с учетом расширенного перечня допускается применение к градостроительным отношениям норм различных видов законодательства, если этого требует специфика градостроительной деятельности.
Земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ регламентированы положениями соответствующих кодексов и федеральных законов.
Так, особенности правового регулирования ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства включают в себя необходимость применения норм других сфер законодательства (см. п. 9 ст. 1 комментируемого Кодекса).
К иному законодательству, применяемому в градостроительной деятельности, могут, например, относиться ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и др. (см. комментарии к п. 4 ст. 1 Кодекса).4. Особенности саморегулирования в градостроительной сфере обозначены в комментарии к п. 17 ст. 1 Кодекса.
С введением положениями ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) в сферу регулирования градостроительной деятельности правового института саморегулирования взамен лицензирования строительной деятельности градостроительное законодательство вошло во взаимодействие с нормами ФЗ о СРО. Поэтому представляется логичным применять нормы ФЗ о СРО, если в гл. 6.1 комментируемого Кодекса требуемые правила отсутствуют.5. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ регламентирует отношения, которые согласно п. "д" (о федеральной государственной собственности и управлении ею), п. "и" (о федеральных путях сообщения), п. "н" (об определении статуса и защиты территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации) ст. 71 Конституции РФ относятся к ведению Российской Федерации, а также в соответствии с п. "в" (о вопросах владения, пользования и распоряжения землей, водными ресурсами), п. "д" (об обеспечении экологической безопасности) и п. "к" (о земельном, водном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды), п. "н" (об установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. При этом положения указанного Закона позволяют обеспечить, с одной стороны, гарантии прав инвесторов, а с другой стороны, учесть публичные интересы по развитию соответствующих территорий.
Искусственный (искусственно созданный) земельный участок определяется как сооружение, созданное на части федерального водного объекта трудом человека с целью размещения объектов капитального строительства на земельных участках (земельном участке) в границах такой территории. Искусственно образованное сооружение-территория не является объектом капитального строительства в том значении, в котором данное понятие используется в целях комментируемого Кодекса. Данное определение позволяет отграничить искусственный земельный участок от искусственного острова, который является особым видом сооружений, т.е. в соответствии с п. 10 ст. 1 рассматриваемого Кодекса, объектом капитального строительства.
Нормы ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ регулируют отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства и включают ряд правовых основ, например:
- об инициаторе создания искусственного земельного участка и последовательности его действий при подготовке (согласовании) проекта разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части;
- о временных рамках и последовательности действий органов государственной власти (местного самоуправления) при рассмотрении проекта разрешения и его утверждения;
- о перечне работ, необходимых для создания искусственного земельного участка;
- о порядке заключения и существенных условиях договора о создании искусственного земельного участка после проведения открытого аукциона (исключениями установлены лица, определенные указом или распоряжением Президента РФ, Правительства РФ);
- об особенностях подготовки проектной документации (выполнение инженерных изысканий не требуется в случае подготовки отдельной проектной документации объекта капитального строительства на искусственном земельном участке);
- об условиях выдачи разрешений на проведение работ по созданию искусственных земельных участков, вводу их в эксплуатацию, содержанию.
Правила ст. ст. 17 - 31 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ вносят необходимые изменения в 15 федеральных законов. Согласно ст. 26 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ изменены п. 12 ст. 1, ч. 11 ст. 35, подп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 42, ч. 6 ст. 49, ч. 7 ст. 54, п. 1 ч. 4 ст. 56 комментируемого Кодекса, а также введена ч. 5 комментируемой статьи.
Следует добавить, что в соответствии с нормами ст. 27 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ положения ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" дополнены ч. 4 об особенностях подготовки до 31 декабря 2012 г. проектной документации линейного объекта на основании градостроительного плана земельного участка.