Комментарий к ст 535 ГК РФ. Договор контрактации
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 30] [Статья 535]
1. Контрактовать — заключать контракт на получение, использование кого- и (или) чего-нибудь (контрактовать урожай, контрактовать работников) . Таким образом, в широком смысле под контрактацией понимают заключение контракта, договора, а также систему контрактов, заключаемых в какой-либо области. Исторически сложилось так, что термин «контрактация» применяется к договорам по закупке сельскохозяйственной продукции в сфере растениеводства и животноводства. Под сельскохозяйственной продукцией в данном случае следует понимать продукцию, либо совсем не переработанную, либо прошедшую первичную обработку исключительно для целей краткосрочного хранения перед продажей.——————————— См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 7-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 285.2. Участниками данных отношений являются субъекты предпринимательской деятельности — коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.
(
Непосредственные производители сельскохозяйственной продукции — это в основном производственные сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства. Производителями сельхозпродукции можно было бы также назвать физических лиц — садоводов и огородников, однако в связи с тем, что садоводство и огородничество как массовое в свое время движение, охватывавшее большое количество граждан, утрачивает популярность, а на садовых участках выращиваются небольшие объемы продукции, сложно представить в качестве участников отношений контрактации (лиц, производящих и реализующих в значительных объемах сельскохозяйственную продукцию) этих субъектов.Заготовитель сельскохозяйственной продукции является профессиональным участником соответствующих отношений. Анализ текста статей ГК РФ о контрактации позволяет сделать вывод о наличии у заготовителя сельскохозяйственной продукции более жестких обязанностей по договору, чем у ее производителя. Как отмечает В.В. Витрянский, «в отношениях по контрактации продавец, в качестве которого выступает производитель сельскохозяйственной продукции, является слабой стороной, а покупатель (заготовитель), напротив, представляет собой организацию, которая занимается профессиональной деятельностью по закупкам сельскохозяйственной продукции в целях дальнейшей ее переработки и реализации и которая в состоянии диктовать свою волю производителю» . К сожалению, не очень жизнеспособной в условиях рынка оказалась потребительская кооперация, заготовительные подразделения которой всегда занимались закупками сельскохозяйственной продукции. Таким образом, лицами, осуществляющими закупки сельскохозяйственной продукции, становятся либо профессиональные производители пищевой продукции, либо посредники-перепродавцы.———————————КонсультантПлюс: примечание.Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное). Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2001. С. 126.3. Несмотря на то что договор контрактации выделен в отдельный договор, по своей правовой природе он очень похож на договор поставки, и не случайно в п. 2 комментируемой статьи указывается на то, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа, применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 — 524 ГК). Таким образом, по своей общеправовой характеристике договор контрактации является договором консенсуальным, возмездным, взаимообязывающим.Указание в п. 2 данной статьи на то, что к отношениям по договору контрактации могут применяться правила, содержащиеся, как известно, в Законе о поставках для государственных нужд, свидетельствует о том, что государство в лице создаваемых им унитарных предприятий и учреждений также может быть участником отношений по контрактации. Помимо положений ГК РФ о поставке товаров для государственных нужд могут применяться нормы специального законодательства, в частности Федеральных законов от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Кроме того, можно назвать и некоторые подзаконные акты в этой сфере, такие как Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 927 «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве», от 3 августа 2001 г. N 580 «Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
(