Комментарий к ст 636 ГК РФ. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 636]
1. При аренде транспортного средства с экипажем коммерческую эксплуатацию в целях извлечения прибыли осуществляет арендатор. По этой причине согласно комментируемой статье арендатор несет соответствующие расходы, если иное не предусмотрено договором аренды.К расходам на коммерческую эксплуатацию транспортного средства относятся, во-первых, расходы на оплату расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов: горюче-смазочных материалов, подлежащих регулярной замене узлов, деталей и принадлежностей и т.п. Эти расходы возлагаются на арендатора по той причине, что они напрямую зависят от его активности в пользовании арендованным транспортным средством. Вместе с тем, учитывая содержание ст. 635 ГК РФ (см. комментарий к ней), расходы на детали и материалы, необходимые для проведения текущего и капитального ремонта транспортного средства, а также его поддержания в состоянии, пригодном для его нормальной и безопасной эксплуатации, являются расходами в связи с технической эксплуатацией транспортного средства и возложены на арендодателя.
(
Во-вторых, в расходы на коммерческую эксплуатацию транспортного средства, которые несет арендатор, включаются также сборы, т.е. затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные платежи во время эксплуатации транспортного средства: портовые, канальные и другие морские и речные сборы ; сборы за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу на железнодорожном транспорте ; платежи за пользование платной автомобильной дорогой и автомобильной дорогой, содержащей платный участок , и др.——————————— См.: Приказ Минтранса России от 17 декабря 2007 г. N 189 «Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации» // Российская газета. 23.01.2008. N 12; Приказ ФСТ России от 20 декабря 2007 г. N 522-т/1 «Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации» // Российская газета. 29.12.2007. N 294; Приказ Минтранса России от 4 июня 2009 г. N 90 «Об утверждении Перечня сборов, взимаемых с судов в речных портах (портовых сборов), и Перечня сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» // Российская газета. 17.07.2009. N 131. См.: ст. ст. 58 и 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, утвержденного Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170; Постановление ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/15 «Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)» // Бюллетень нормативных актов. 2002. N 37. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.2. Аналогичные по своему смыслу нормы содержатся в транспортном законодательстве. Так, фрахтователь морского судна оплачивает расходы и сборы, связанные с его коммерческой эксплуатацией: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки и др. (п. 1 ст. 204 КТМ) .——————————— См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000.3. Норма комментируемой статьи носит диспозитивный характер и применяется в том случае, если стороны не предусмотрели иное в договоре аренды.
(