Комментарий к ст 637 ГК РФ. Страхование транспортного средства
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 637]
1. Страховой интерес в транспортном средстве принадлежит прежде всего его собственнику, поскольку именно он несет по общему правилу риск случайной гибели или повреждения транспортного средства (ст. 211 ГК). Нормальная и безопасная эксплуатация транспортного средства напрямую зависит от правильности действий экипажа, члены которого являются работниками арендодателя. Поэтому именно на арендодателя закон возлагает обязанность страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.2. Комментируемая статья касается двух видов имущественного страхования:
(
1) страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества — переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 ГК); 2) страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (ст. 931 ГК) при эксплуатации арендованного транспортного средства. Ее действие не распространяется на страхование других рисков, в частности на личное страхование экипажа транспортного средства, которое предусмотрено рядом транспортных уставов и кодексов.3. В п. 1 ст. 32.9 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусмотрено страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, средств воздушного, водного и железнодорожного транспорта за причинение внедоговорного вреда третьим лицам. Однако не все эти виды страхования являются обязательными в смысле п. 2 ст. 932 ГК РФ.——————————— Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) регулируется Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 .——————————— Собрание законодательства РФ. 2002. N 18. Ст. 1720. Собрание законодательства РФ. 2003. N 20. Ст. 1897.Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный их жизни, здоровью либо имуществу при эксплуатации воздушного судна, предусмотрено в п. 1 ст. 131 Воздушного кодекса РФ.В соответствии с п. 3 ст. 203 КТМ РФ судовладелец обязан в течение срока действия тайм-чартера оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности.4. С учетом системного толкования норм ст. ст. 15, 640, 931, 1064 ГК РФ используемый в тексте комментируемой статьи термин «ущерб» следует рассматривать в качестве синонима терминов «вред» и «убыток» .——————————— См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006 (автор комментария — Е.Н. Васильева). Т. 2.5. Комментируемая норма является диспозитивной, т.е. закрепленное в ней правило может быть изменено соглашением сторон договора аренды транспортного средства с экипажем.
(