Комментарий к ст 790 ГК РФ. Провозная плата
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 40] [Статья 790]
1. Все договоры перевозки являются возмездными. Обязанность вносить провозную плату является одной из основных обязанностей пассажира и грузоотправителя (иногда — грузополучателя). В п. 1 комментируемой статьи декларируется установление платы по соглашению сторон в качестве общего принципа. Ограничением этого права служит государственное регулирование цен, осуществляемое в предусмотренных законом случаях (п. 1 ст. 424 ГК).Первый случай применения регулируемых цен (тарифов) предусмотрен непосредственно в п. 2 комментируемой статьи для перевозок транспортом общего пользования (см. ст. 789 ГК и комментарий к ней). Данные тарифы должны утверждаться в порядке, предусмотренном соответствующим уставом или кодексом.В действительности же УАТ, регулирующий деятельность самого массового транспорта общего пользования (наземного электрического и автомобильного, осуществляющего регулярные перевозки пассажиров), о тарифах вообще не упоминает. Тарифное регулирование на данном виде транспорта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», возлагающим на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность по введению государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).В соответствии со ст. 6 КВВТ РФ порядок утверждения тарифов на перевозки внутренним водным транспортом устанавливается Правительством РФ. Фактически же тарифное регулирование внутреннего водного транспорта общего пользования осуществляется на основании Временного порядка установления и применения тарифов на перевозки грузов и сборов за работы и услуги, связанные с перевозками, выполняемые предприятиями речного транспорта в Российской Федерации, утвержденного Роскомцен 29 октября 1993 г. N 01-17/1327-15, Минтрансом России 27 октября 1993 г. N ВА-7/709.Наиболее полное тарифное регулирование осуществляется на железнодорожном транспорте, поскольку АО «Российские железные дороги» и другие перевозчики являются субъектами естественных монополий. Соответственно, и тарифы устанавливаются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (см. п. 1 ст. 8 Закона о железнодорожном транспорте). В настоящее время тарифы на железнодорожные перевозки грузов определяются в соответствии с Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта N 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)». Тарифы на железнодорожные пассажирские перевозки определяются в соответствии с тарифным руководством, утвержденным Приказом ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 . Относительно пригородных перевозок пассажиров железнодорожным транспортом применяется Приказ ФСТ России от 28 сентября 2010 г. N 235-т/1 «Об утверждении Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации».
(
——————————— Приказ ФСТ России от 27 июля 2010 г. N 156-т/1 «Об утверждении тарифов, сборов и платы на услуги, связанные с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования во внутригосударственном сообщении и пробегом пассажирских вагонов, выполняемые в составе дальних поездов ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Федеральная пассажирская компания», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», и на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги», ОАО «АК «Железные дороги Якутии», при данных перевозках, цен (тарифов) на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО «Российские железные дороги» при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, а также правил их применения (Тарифное руководство)».На морском и воздушном транспорте также не исключается возможность применения тарифов (ст. 181 КТМ; ст. 64 ВК), хотя эти виды транспорта не отнесены к транспорту общего пользования ни по каким перевозкам. На воздушном транспорте тарифное регулирование действительно введено Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 г. N 155 «Об утверждении Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации».2. В п. 3 комментируемой статьи установлено, что даже в тех случаях, когда в отношении перевозок грузов осуществляется тарифное регулирование, могут существовать работы и услуги, не предусмотренные тарифами. Данные работы и услуги оплачиваются по цене, установленной соглашением сторон. Для того чтобы избежать ситуации с навязыванием перевозчиком каких-либо дополнительных работ или услуг, комментируемая норма предусматривает, что эти работы и услуги выполняются исключительно по требованию грузовладельца. Действует принцип, согласно которому по соглашению сторон определяется стоимость всех услуг, прямо не названных в тарифных руководствах. Для железнодорожного транспорта в рекомендательном порядке установлен Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (приложение к Приказу МАП России от 27 июня 2000 г. N 477). В этот Перечень вошли, например, перевозки грузов с сокращенным сроком доставки по сравнению с установленными нормативами, подача (и уборка) вагонов, контейнеров на места необщего пользования и т.д.При перевозках пассажиров перевозчиком также оказываются услуги, стоимость которых не регулируется тарифами (например, при железнодорожной перевозке — выдача комплектов постельного белья, чая и кофе, журналов и газет). В то же время законодатель демонстрирует в отношении дополнительных услуг пассажиру иной подход, чем в отношении услуг, оказываемых грузовладельцу: в тарифном руководстве прямо указываются услуги, которые не входят в тарифы, а также услуги, которые оказываются только бесплатно (например, бронирование билетов).3. В случаях, когда осуществляется тарифное регулирование перевозок, остро стоит вопрос о квалификации провозной платы, а именно: является ли размер этой платы договорным условием? Так, на железнодорожном транспорте плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевозка груза (ст. 15 УЖТ). Согласование сторонами договора этого расстояния осуществляется в форме указания на расстояние в накладной. Судебная практика считает, что, если перевозка фактически была осуществлена на более короткое расстояние, оснований для возврата излишне уплаченной провозной платы не имеется, если только это прямо не предусмотрено тарифным руководством . Таким образом, выражена позиция в пользу того, что в условиях регулируемых цен плата за провоз все же является условием, которое согласовывается сторонами в соответствии с установленными правилами.——————————— См.: п. 24 Постановление Пленума ВАС РФ от 6 октября 2005 г. N 30.Точно так же стоит вопрос о квалификации возврата неосновательно уплаченной провозной платы: вытекает ли требование о возврате из договора или же «перебор» является неосновательным обогащением? В 1927 г. Б.Б. Черепахин настаивал на том, что возврат железной дорогой «перебора» всегда является возвратом неосновательного обогащения, поскольку в условиях жесткой таксированности железнодорожной перевозки «только та плата, которая взыскивается по тарифу, должна считаться обогащением, основанным на законе» . Однако современная судебная практика считает, что возврат излишне уплаченного по завышенным тарифам неосновательным обогащением не является . Даже в тех случаях, когда заявляется требование о возврате платы за перевозку, которая фактически не состоялась, это требование квалифицируется как требование о неисполнении перевозчиком обязательств по договору перевозки, поскольку для признания договора действующим уже не требуется совершения фактических действий по доставке груза. Неосновательного обогащения в данном случае у перевозчика нет . Практическая значимость квалификации требования о возврате излишне уплаченной провозной платы как требования, основанного на договоре, заключается в том, что в этом случае иск грузоотправителя к перевозчику расценивается как иск, связанный с осуществлением перевозок груза. Соответственно, необходимо обязательное предварительное предъявление претензии с приложением требуемых документов (п. 1 ст. 797 ГК), а исковая давность для требований грузоотправителя является сокращенной и составляет один год с момента, когда обязанность перевозчика должна считаться неисполненной (п. 3 ст. 797 ГК).——————————— Черепахин Б.Б. Ответственность грузополучателя по требованиям из договора железнодорожной перевозки. С. 137 — 139. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2003 г. по делу N Ф08-1504/2003, ФАС Центрального округа от 14 июля 2000 г. по делу N А14-7013-99/244/18. См.: п. 2 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».4. В п. 4 комментируемой статьи предусмотрено право удержания (ст. 359 ГК) перевозчиком грузов и багажа в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке. Удержание в данном случае не может применяться, если оно запрещено законом или соглашением сторон. Большинство транспортных кодексов и уставов подтверждают право удержания перевозчика (ст. ст. 35, 90 УЖТ; п. 8 ст. 79 КВВТ; ст. 160 КТМ), ограничения этого права в транспортном законодательстве не предусмотрены. Поскольку по общему правилу плата за провоз груза и багажа взыскивается до начала перевозки, право удержания обеспечивает требования перевозчика к грузополучателю или получателю багажа, возникшие после окончания перевозки. Удержанием обеспечиваются только требования о взыскании провозной платы (если эта обязанность возложена на получателя) или довзыскании выявившегося недобора провозной платы, а также иных платежей, связанных с перевозкой груза или багажа. Такими платежами являются, например, платежи в возмещение затрат перевозчика на хранение несвоевременно полученного груза или багажа. Предусмотренное комментируемой статьей право удержания носит специальный характер по отношению к общегражданскому правилу об удержании (ст. 359 ГК) и «имеет своей целью исключить для перевозчика возможность воспользоваться чужим имуществом, доверенным и переданным ему грузоотправителем исключительно для перевозки, в целях обеспечения исполнения каких-либо иных обязательств, кроме тех, которые вытекают из договора перевозки» .——————————— Пункт 8 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81).Обеспечительная функция удержания груза или багажа проявляется, во-первых, в том, что до получения причитающихся ему платежей перевозчик не выдает получателю груз или багаж. Во-вторых, по истечении предусмотренного срока перевозчик получает право реализовать удерживаемый груз или багаж по договору купли-продажи (проведение процедуры открытых торгов, что предполагает ст. 360 ГК, транспортным законодательством не предусмотрено). Из вырученной суммы перевозчик удовлетворяет свои требования, а оставшаяся сумма подлежит передаче грузоотправителю либо получателю груза или багажа.Транспортные законы по-разному решают вопрос о возможности для перевозчика взыскивать причитающиеся ему суммы после выдачи груза. На морском транспорте установлено, что после выдачи груза получателю перевозчик, не осуществивший право удержания, утрачивает право требовать суммы, не уплаченные грузополучателем . На железнодорожном транспорте, напротив, допустима ситуация, когда перерасчет может производиться и после выдачи груза (ч. 4 ст. 30 УЖТ). В этом случае перевозчик вправе предъявлять соответствующие требования по своему выбору или к грузоотправителю, или к грузополучателю .——————————— См.: п. 3 ст. 160 КТМ РФ; п. 7 Обзора практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания РФ (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. N 81). См.: п. 3 разд. II Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 // СПС «КонсультантПлюс».5. Законодательством устанавливаются льготы по провозной плате (в основном в отношениях, связанных с перевозкой пассажиров и их багажа). Льготы выражаются в освобождении от провозной платы или в ее уменьшении. Любой перевозчик обязан осуществлять перевозку льготных категорий граждан по установленной для них стоимости проезда или бесплатно. Понесенные при этом перевозчиком расходы в соответствии с комментируемой нормой подлежат возмещению за счет соответствующего бюджета.В связи с компенсацией перевозчику его расходов по льготной перевозке пассажиров и их грузов судебная практика выработала следующие подходы. Обязанность соответствующего публичного образования по возмещению расходов перевозчика обусловлена самим фактом предоставления льгот лицам, имеющим право на их получение. Финансирование по расчетным нормативам не свидетельствует об исполнении этой обязанности. Перевозчик вправе требовать от публичного образования компенсировать реально понесенные расходы по льготным перевозкам в полном объеме . Если субвенции, переданные Российской Федерацией в бюджеты субъектов Федерации для покрытия расходов по предоставлению определенных льгот, оказались недостаточными, возмещение перевозчику его расходов по данным льготам осуществляется за счет Российской Федерации .——————————— Определение ВАС РФ от 8 декабря 2010 г. N ВАС-16269/10 по делу N А50-36571/2009. Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. N 2992/09.
(