Комментарий к ст 14.24 КОАП РФ. Нарушение законодательства об организованных торгах
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 14] [Статья 14.24]
1. Предусмотренные комментируемой статьей административные правонарушения посягают на установленный в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (с изм. и доп.) порядок осуществления биржевой торговли на товарных биржах в целях обеспечения свободы экономической деятельности и добросовестной конкуренции.2. Товарной биржей является организация, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам. Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную только с организацией и регулированием биржевой торговли.3. Согласно ст. 32 упомянутого выше Закона служащим товарной биржи запрещено участвовать в биржевых сделках и создавать собственные брокерские фирмы, а также использовать служебную информацию в собственных интересах. Нарушение указанного запрета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
4. Организация, не соблюдающая ограничения на осуществление деятельности, не связанной непосредственно с организацией и регулированием биржевой торговли, не имеет права на использование в своем наименовании слов "биржа" и "товарная биржа". Нарушение данного запрета образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.5. Порядок информирования членов биржи и участников биржевой торговли о предстоящих и предшествовавших торгах, а также перечень мер по контролю за механизмом ценообразования устанавливаются правилами биржевой торговли, принимаемыми товарными биржами в соответствии с действующим законодательством (ст. 18 Закона). Максимальное количество членов биржи устанавливается Уставом товарной биржи (ст. 17 Закона). Нарушение любого из указанных положений образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи.6. Субъектом административного правонарушения по ч. 1 данной статьи являются служащие биржи (физические лица, участвующие в деятельности биржи на основе трудового договора). При этом повышенная ответственность установлена в отношении руководителей бирж и других служащих, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.За совершение действий, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, административную ответственность несут юридические лица, не являющиеся товарными биржами, но использующие в наименовании или рекламе слова "биржа" или "товарная биржа". Субъектом административного правонарушения по ч. 3 данной статьи являются юридические лица - биржи.7. Следует иметь в виду, что перечень мер государственного принуждения, при меняемых за нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле, не сводится к мерам административного наказания, установленным комментируемой статьей (см. ст. 36 Закона "О товарных биржах и биржевой торговле").Участие служащего биржи в биржевых сделках может повлечь уголовную ответственность в соответствии со ст. 201 УК РФ в случаях, установленных ч. 1 этой статьи. Незаконное использование биржевым служащим служебной информации при наличии квалифицирующих признаков также может повлечь уголовную ответственность по ст. 201 УК РФ, а в случаях, если незаконно использованы без согласия владельца сведения, составляющие банковскую, налоговую или коммерческую тайну, - по ст. 183 УК РФ.8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных в области финансовых рынков (ст. 23.47).Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных органов (ч. 1 ст. 28.3).