Комментарий к ст 26.9 КОАП РФ. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 26] [Статья 26.9]
1. Процессуальные действия по собиранию доказательств осуществляются как в стадии возбуждения, так и в стадии рассмотрения дела. Данная статья, на наш взгляд, предусматривает оба эти случая применительно к должностным лицам органов исполнительной власти, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3) и направлять материалы дела на рассмотрение по подведомственности. Должностные лица, рассматривающие конкретные дела, вправе при подготовке дела к слушанию или в процессе рассмотрения дела при необходимости давать поручения и запрашивать сведения от соответствующих территориальных органов.2. Поручения и запросы, направляемые по подведомственной линии, следует отличать от истребования судьей, органом, должностным лицом сведений, необходимых для разрешения дела, от других организаций (см. комментарий к ст. 26.10). Законодатель, по-видимому, имел в виду прежде всего административное расследование по делам о нарушении таможенных правил, поскольку в практике таможенных органов нередко возникает необходимость в производстве отдельных процессуальных действий (взятие проб и образцов для проведения экспертизы, опрос свидетеля, изъятие документов и т.п.) в другом таможенном органе в соответствии с территориальной структурой этих органов. Однако ч. 1 комментируемой статьи распространяет правило направления запросов и поручений о проведении отдельных процессуальных действий на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, являющихся субъектами административной юрисдикции и имеющих свои территориальные органы. К таким органам относятся, например, органы внутренних дел, входящие в систему МВД России, территориальные органы федеральных служб, осуществляющих государственный контроль и надзор, и др.3. Часть 2 данной статьи предусматривает пятидневный срок ответа на поручение или запрос по делу. Этот срок исчисляется со дня получения соответствующего запроса или поручения. В данной статье не указано, что запрос или поручение должны оформляться определением. Это позволило бы упорядочить процесс направления запросов и отвечало бы задачам обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
4. В ч. 3 данной статьи предусмотрена возможность взаимодействия субъектов административной юрисдикции с компетентными органами иностранных государств и международными организациями. В данном случае Кодекс не содержит каких-либо нормативных предписаний, а лишь отсылает к законодательству РФ. Вопрос этот имеет особую актуальность в связи с борьбой с незаконной миграцией, с многочисленными нарушениями правил регистрации и правил пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства. В России действуют отдельные законы и иные нормативные правовые акты, в которых, в частности, предусматриваются контакты органов исполнительной власти и их должностных лиц, уполномоченных применять меры административного наказания к иностранным гражданам, нарушающим правила въезда в Российскую Федерацию и правила пребывания на ее территории, с компетентными органами иностранных государств. Например, ст. 14 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (с изм. и доп.) отсылает разрешение инцидентов, связанных с нарушением государственной границы, к международным договорам РФ и определяет обязанности пограничных органов уведомлять власти государства, на территории или через территорию которых осуществляется административное выдворение иностранных граждан, нарушивших режим государственной границы. Положение о пограничных представителях, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462, предусматривает контакты указанных должностных лиц с властями сопредельных государств в связи с урегулированием пограничных инцидентов.См. также ст. 32.10 настоящего Кодекса и комментарий к ней.