Комментарий к ст 27.16 КОАП РФ. Временный запрет деятельности
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 27] [Статья 27.16]
1. Комментируемая статья вводит дополнительно такую меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридических лиц, производственных участков, а также временный запрет эксплуатации агрегатов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности. Этот запрет касается как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей и рассматривается как мера административного пресечения, предваряющая передачу на рассмотрение судьи протоколов и иных материалов о нарушениях правил пожарной безопасности, наступлении радиационной аварии, причинении существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, о нарушениях требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, в области строительства, пользования топливом и энергией, требований, направленных на борьбу с карантинными, особо опасными вредителями растений, на соблюдение правил карантина животных, ветеринарно-санитарных правил, а также норм миграционного законодательства.2. Учитывая особую опасность для жизни и здоровья людей нарушения перечисленных выше и аналогичных им правил, а также интересы и защиту прав предпринимателей в сфере промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей народного хозяйства, законодатель счел необходимым передать в подведомственность судам решение вопросов о приостановлении деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если в результате этой деятельности нарушены перечисленные в п. 1 настоящего комментария правила и нормы, направленные на обеспечение безопасности в конкретных областях производственной деятельности.До 1 января 2011 г. назначать административное наказание в виде административного приостановления деятельности были уполномочены только судьи. С 1 января 2011 г. в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ право назначать такое наказание предоставлено должностным лицам федерального органа исполнительной власти, которые уполномочены применять ч. 3 ст. 9.1 Особенной части Кодекса, упомянутые в ч. 1 ст. 3.12 Кодекса.
В связи с этим в ч. 1 комментируемой статьи внесены изменения, которые с 1 января 2011 г. существенно увеличат срок временного запрета деятельности перечисленных в указанной части объектов - до вступления в законную силу постановления судьи, должностного лица по делу об административном правонарушении.3. Временный запрет деятельности в административном порядке может быть применен в том случае, если за совершение административного правонарушения, связанного с нарушением конкретных правил, Кодексом предусмотрена административная ответственность в виде административного приостановления деятельности.В комментируемой статье подчеркнуто, что временный запрет деятельности может применяться лишь в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, если предотвращение перечисленных обстоятельств иными способами невозможно.4. В комментируемой статье в качестве гарантий обеспечения законности применения временного запрета деятельности предусмотрены: 1) определенное ограничение перечня должностных лиц, уполномоченных на такое действие (ч. 2 данной статьи упоминает только тех должностных лиц, которые вправе составлять протоколы о конкретных правонарушениях по статьям Кодекса, предусматривающим наказание в виде административного приостановления деятельности); 2) обязательное составление протокола о временном запрете (ч. ч. 3 - 5 данной статьи). Из смысла комментируемой статьи также следует, что принятие должностным лицом, осуществляющим надзорно-контрольные полномочия, решения о временном запрете деятельности и составление соответствующего протокола обусловливают обязанность данного должностного лица составить второй протокол в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса. Оба протокола должны быть немедленно направлены районному судье (в будущем - иному должностному лицу) по месту совершения правонарушения для рассмотрения дела по конкретной статье Кодекса, предусматривающей наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку обе меры административного принуждения органически связаны (см. ч. 4 ст. 28.8). Для рассмотрения дела установлен пятидневный срок с момента фактического прекращения деятельности филиала, представительства, структурного подразделения юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (см. ч. 5 ст. 29.6).5. В комментируемой статье (ч. 1) предусмотрено, что временный запрет деятельности не применяется при нарушении законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку порядок приостановления операций по счетам организаций установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ.6. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в качестве юридического акта о временном запрете деятельности законодатель определяет протокол, что не требует от должностного лица дополнительно выдавать предписание по этому же поводу.