Комментарий к ст 5.19 КОАП РФ. Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 5] [Статья 5.19]
1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов (референдума) и, в частности, их финансированием.Порядок финансирования выборов (референдума) регламентируется законодательством РФ и субъектов РФ о выборах и референдумах, например ст. ст. 57 - 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подробнее см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).2. Порядок финансирования выборов (референдума) включает порядок создания избирательных фондов (фондов референдума), установление источников их формирования, предельных размеров средств, поступающих в эти фонды, предельных размеров их расходования и т.д. (подробнее об этом см. комментарий к ст. 5.18).
3. Законодательством установлено, что граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую (материальную) поддержку деятельности, способствующей избранию кандидата (списка кандидатов), только через соответствующие избирательные фонды.Запрещаются выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах, референдуме, без согласия в письменной форме кандидата, лиц, им уполномоченных, избирательного объединения на такое выполнение работ, реализацию товаров, оказание услуг и их оплату из соответствующего избирательного фонда. Запрещаются бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами. Допускается лишь добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.4. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день опубликования решения о назначении выборов.5. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют описанные в диспозиции данной статьи действия (бездействие) определенных законом субъектов (см. п. 7 настоящего комментария), состоящие в использовании незаконной материальной поддержки (помимо средств избирательного фонда, фонда референдума), полученной от граждан, юридических лиц, их филиалов, представительств и иных подразделений, а также анонимной материальной поддержки. Использование этой незаконной материальной поддержки может выражаться в нарушении правил, указанных в п. 3 комментария к настоящей статье.Квалифицирующим признаком объективной стороны является время - правонарушение может быть совершено только в период избирательной кампании (кампании референдума), т.е. с момента официального опубликования решения о назначении выборов (референдума) до дня официального опубликования результатов выборов (референдума).6. Следует отграничивать рассматриваемое правонарушение от предусмотренного ст. 5.18, которая устанавливает ответственность за незаконное использование денежных средств, не перечисленных в избирательный фонд (фонд референдума). Незаконная материальная поддержка помимо средств избирательного фонда (фонда референдума) выражается, прежде всего, в выполнении работ, реализации товаров, оказании платных услуг и т.п.Если незаконная материальная поддержка использована в крупных размерах, такое деяние квалифицируется как преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 141.1 УК РФ.7. Субъектами данного правонарушения являются: кандидат, лицо, являвшееся кандидатом, уполномоченный представитель по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и юридические лица - избирательные объединения.8. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.9. Помимо административного штрафа в качестве дополнительного административного наказания применяется конфискация предмета административного правонарушения (см. комментарий к ч. 1 ст. 3.7). Такими предметами могут быть материальные ценности, связанные с данным правонарушением, - товары, материальные результаты оказания услуг, выполнения работ и т.п.10. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).