Комментарий к ст 5.36 КОАП РФ. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 5] [Статья 5.36]
1. Комментируемая статья направлена на защиту прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Статьей 20 Конвенции ООН о правах ребенка и ст. 123 СК РФ провозглашено, что устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью - приоритетная форма его воспитания. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп.) предусматривает меры по стимулированию семейного устройства детей-сирот.Значительную роль в активизации и координации усилий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в решении указанных проблем сыграло Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2006 года, определившее в качестве одной из основных задач в сфере улучшения демографической ситуации в Российской Федерации содействие в устройстве детей-сирот на воспитание в семьи и сокращение численности детей указанной категории в интернатных учреждениях.Для совершенствования системы учета детей-сирот и анализа ситуации в сфере защиты прав детей указанной категории Минобрнауки России подготовлена новая редакция формы федерального государственного статистического наблюдения N 103-РИК "Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей" (утверждена Постановлением Росстата от 20 июля 2006 г. N 37).
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (с изм. и доп.) определяет понятие банка данных (ст. 1), предусматривая формирование регионального, федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Для формирования регионального банка данных о детях органы опеки и попечительства обязаны предоставить региональному оператору сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный ст. 122 СК РФ. Для формирования федерального банка данных региональные операторы обязаны предоставить федеральному оператору соответствующие сведения.2. Субъектами данного правонарушения являются руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, должностные лица органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, на который возложен учет сведений о несовершеннолетних, подлежащих передаче на воспитание в семью либо в соответствующее учреждение (перечислены в ч. 1 данной статьи).3. Объективная сторона правонарушения состоит в действиях (бездействии) лиц, нарушающих установленные законом порядок и сроки предоставления указанных сведений, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений, либо в иных действиях, направленных на сокрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание (например, снабжение информацией частных лиц или представление заведомо недостоверных сведений о состоянии здоровья ребенка, а также иные действия, направленные на укрытие детей от передачи на усыновление, под опеку (попечительство), на воспитание в семью).В соответствии с СК РФ руководители воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения.4. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. В течение трех дней со дня получения таких сведений они обязаны провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, предпринимает меры по устройству ребенка. При невозможности передать ребенка на воспитание в семью орган опеки и попечительства направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления указанных сведений о ребенке организует устройство такого ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти в сфере образования для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на ее территории. Практика свидетельствует, что, к сожалению, часто не выполняются требования ст. ст. 122, 126 СК РФ. Во многих случаях отсутствуют сведения о самих усыновителях, детях, которых они хотят усыновить, не указываются обстоятельства, обосновывающие просьбу об усыновлении ребенка, и т.д.5. С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется прямым умыслом или неосторожностью.6. Дела об административных правонарушениях рассматривают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2).Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 5 ст. 28.3).