Комментарий к ст 5.5 КОАП РФ. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 5] [Статья 5.5]
1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см. п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).Непосредственным объектом правонарушения является установленный законодательством (например, ст. ст. 44 - 52 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") порядок опубликования (обнародования) в СМИ информационных и агитационных материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов.2. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан. Содержание информационных материалов, размещаемых в СМИ, должно быть объективно, достоверно и не должно нарушать равенство кандидатов и избирательных объединений.
Информирование избирателей через СМИ о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о содержании законодательства РФ о выборах и референдумах, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о кандидатах, избирательных объединениях осуществляют избирательные комиссии, комиссии референдума, для чего редакции государственных СМИ предоставляют им определенный объем печатной площади или эфирного времени.В информационных теле- и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев. В них не должно отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума, в том числе по времени освещения их деятельности и объему печатной площади.В день голосования до момента окончания голосования запрещается публикация (обнародование) данных о результатах выборов, референдума, в том числе размещение таких данных в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая Интернет). Опубликование (обнародование), в том числе размещение в сети Интернет результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, референдумов запрещается в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования.3. Периодические печатные издания, электронные СМИ, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, могут публиковать (обнародовать) и агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения в период избирательной кампании, кампании референдума.4. Представителям организаций СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности, при опубликовании и обнародовании редакционных материалов, освещающих деятельность зарегистрированных кандидатов и избирательных объединений, запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы (подп. "а" - "е" п. 2 ст. 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").5. Законодательство о выборах и референдумах устанавливает порядок предоставления бесплатного эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума на каналах телерадиокомпаний. Эти участники избирательной кампании, кампании референдума имеют право на предоставление им эфирного времени на равных основаниях (в равном количестве, в одно время выхода в эфир и другие условия).Должностные лица редакций государственных и муниципальных периодических печатных изданий также обязаны обеспечить равные возможности публикации агитационных материалов (объем печатной площади, тираж и т.п.) для всех кандидатов, инициативных групп по проведению референдума. Эти материалы не должны сопровождаться какими-либо комментариями редакции (п. 5 ст. 52 упомянутого Федерального закона). Порядок публикации этих агитационных материалов устанавливается законодательством.Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий вправе на договорной основе предоставить эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума. Указанные организации обязаны резервировать эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума за плату. Оплата указанными субъектами эфирного времени и печатной площади должна производиться на равных условиях, условия и порядок этой оплаты должны быть заблаговременно опубликованы. Агитационные материалы в периодических печатных изданиях должны содержать информацию о том, из избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, из фонда референдума какой группы произведена оплата.6. Негосударственные организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, созданные менее чем за один год до начала избирательной кампании (кампании референдума), не вправе предоставлять эфирное время, печатную площадь избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума.Законом регламентируется и ряд других условий, которые СМИ должны соблюдать при опубликовании (обнародовании) агитационных материалов.7. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в действиях (бездействии) субъектов, указанных в диспозиции комментируемой нормы, нарушающих описанные в п. п. 2 - 6 настоящего комментария порядок и условия опубликования (обнародования) в СМИ материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов.8. Субъекты правонарушения по ч. 1 указанной выше статьи достаточно подробно перечислены в ее диспозиции. Ими могут быть: ответственные должностные лица средства массовой информации - главный редактор, заместитель главного редактора, редактор отдела и другие члены редакции; юридические лица - организация, осуществляющая теле- и (или) радиовещание, периодическое печатное издание, иные организации, осуществляющие выпуск или распространение средства массовой информации (в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования - Интернет и др.); а также граждане - журналисты и иные лица.9. Законодательство РФ о выборах и референдумах устанавливает, что государственные и муниципальные организации телерадиовещания и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения бесплатное эфирное время для информирования избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий, комиссий референдума, размещения иной информации о проведении выборов, референдума. Соответствующие расходы относятся на счет самих организаций и изданий СМИ.10. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.5, составляют действия или бездействие, нарушающие описанное выше требование закона: предоставление с нарушением установленного срока либо непредоставление бесплатного эфирного времени или бесплатной печатной площади избирательным комиссиям, комиссиям референдума.11. Субъектами правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи являются перечисленные в диспозиции нормы организации как юридические лица, так и их должностные лица.12. Данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.13. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3), а также члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (п. 1 ч. 5 ст. 28.3).