Комментарий к ст 9.16 КОАП РФ. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
[Кодекс об административных правонарушениях ( КоАП РФ )] [Глава 9] [Статья 9.16]
1. Цель данной статьи - обеспечить реализацию норм Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".Правительство РФ в целях организации исполнения упомянутого Федерального закона приняло ряд постановлений, определив, в частности, полномочия федеральных министерств и федеральных служб в области энергосбережения и повышения энергической эффективности (см. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. N 67).Выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности возложены:
1) на Министерство экономического развития РФ (в сфере повышения энергетической эффективности экономики Российской Федерации; обеспечения энергетической эффективности при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; обеспечения энергосбережения и повышения энергетической эффективности бюджетными учреждениями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности);2) на Министерство промышленности и торговли РФ (в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности при обороте товаров, в том числе утверждение правил определения классов энергетической эффективности товаров, определение категорий товаров и их характеристик в установленных Правительством РФ пределах и решения ряда других вопросов в пределах сферы деятельности Министерства);3) на Министерство регионального развития РФ (в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в том числе в жилищном фонде, в садовых, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; в сфере повышения энергетической эффективности экономики субъектов РФ и муниципальных образований);4) на Министерство энергетики РФ (по вопросам проведения энергетических обследований, информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, учета используемых энергоресурсов).2. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи является выпуск производителем или ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации.Согласно п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона класс энергетической эффективности определяется как характеристика продукции, отражающая ее энергетическую эффективность. Согласно п. 4 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти РФ относится определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации. См. по данному вопросу Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара".Согласно ст. 9 данного Закона одной из форм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является установление запретов или ограничений производства и оборота в Российской Федерации товаров, имеющих низкую энергетическую эффективность, при условии наличия в обороте или введения в оборот аналогичных по цели использования товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность, в количестве, удовлетворяющем спрос потребителей. В ст. 10 упомянутого Закона определяется перечень товаров, которые должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.Субъектами административной ответственности по ч. 1 комментируемой статьи являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.3. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи является реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным (см. комментарий к ч. 1 комментируемой статьи).Субъектами административной ответственности по данной части являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.4. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 3 комментируемой статьи является несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.Согласно п. 4 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона энергетическая эффективность - это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. Согласно п. 6 ст. 6 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти РФ относится определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.Согласно ст. 9 данного Закона одной из форм государственного регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является установление требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений. В ст. 11 упомянутого Закона конкретизируются требования, предъявляемые к энергетической безопасности зданий, строений, сооружений. См. также Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов".Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.5. Часть 4 комментируемой статьи содержит 3 состава административных правонарушений. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам; по второму - требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов; по третьему - требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.Согласно п. 11 ст. 2 вышеупомянутого Федерального закона в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, понимается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.Согласно п. 4 ст. 7 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Требования, предъявляемые к обеспечению энергосбережения и к повышению энергетической эффективности в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан, предусмотрены в ст. 12, а к обеспечению учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы - в ст. 13 упомянутого Федерального закона.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.6. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 5 комментируемой статьи является несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.Согласно п. 3 ст. 8 вышеупомянутого Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В соответствии с п. 7 ст. 12 указанного Федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.7. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 6 комментируемой статьи является несоблюдение требования о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, если предоставление указанных предложений является обязательным.Указанные предложения предоставляются собственникам жилых домов, дачных домов, садовых домов, лицам, представляющим их интересы, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов.Указанные требования установлены в ч. ч. 9, 10 и 12 ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предъявляются к организациям, обязанным осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные и юридические лица.8. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 7 комментируемой статьи является несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.Указанные требования в части обеспечения учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов их учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы предусмотрены в п. 4 и в п. 7 ст. 13 вышеупомянутого Федерального закона, а в части обеспечения энергетической эффективности - в ст. 11 данного Федерального закона.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.9. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 8 комментируемой статьи является несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования.В соответствии с п. 7 ст. 2 указанного Федерального закона под энергетическим обследованием понимаются сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, показателях энергетической эффективности, выявление возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены категории лиц, которые обязаны организовать и проводить энергетическое обследование. К данным лицам относятся:1) органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные правами юридических лиц;2) организации с участием государства или муниципального образования;3) организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности;4) организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти и нефтепродуктов;5) организации, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;6) организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.Согласно ч. 2 указанной статьи эти лица обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу указанного Федерального закона до 31 декабря 2012 года, а последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.10. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 9 комментируемой статьи является несоблюдение требования о представлении копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.В соответствии со ст. 15 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по результатам энергетического обследования составляется энергетический паспорт, который передается лицу, заказавшему проведение энергетического обследования.Энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;3) о показателях энергетической эффективности;4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;6) о перечне типовых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти устанавливаются требования к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации. См. по данному вопросу Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. N 19 "Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к сбору, обработке, систематизации, анализу и использованию данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований".Деятельность по проведению энергетического обследования и составлению энергетического паспорта осуществляется лицами, являющимися членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные и юридические лица.11. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 10 комментируемой статьи является несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.В соответствии с п. п. 11 и 12 ст. 6 вышеуказанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относятся установление требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и к соответствующим программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти. В п. 3 ст. 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ.Требования к указанным программам определяются Правительством РФ на основании ст. 14 упомянутого Федерального закона.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные и юридические лица.12. Объективной стороной административного правонарушения по ч. 11 комментируемой статьи является размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности.Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд.Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица и юридические лица.13. Часть 12 комментируемой статьи содержит 3 состава административных правонарушений. По первому из них объективной стороной административного правонарушения является необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения; по второму - нарушение установленного порядка заключения такого договора; по третьему - несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.Объектом правонарушений по ч. 12 комментируемой статьи является система общественных отношений, связанных с обеспечением учета используемых энергетических ресурсов и применением приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые регламентируются ст. 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".Субъектами административной ответственности по данной части являются должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.14. С субъективной стороны правонарушения по всем частям комментируемой статьи могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.15. Учитывая множество субъектов административной юрисдикции, которым предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях применительно к специфике полномочий конкретных федеральных органов исполнительной власти, Правительство РФ уточнило полномочия ряда федеральных служб (Роспотребнадзора, ФАС, ФСТ, Ростехнадзора) по осуществлению государственного надзора и контроля за исполнением законодательства РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (см. Постановление Правительства от 20 февраля 2010 г. N 67).Отметим также, что Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2010 г. N 391 утверждены Правила создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее осуществления в целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства РФ в указанной выше области.Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), а в случае применения конфискации предмета правонарушения - судьи (ч. 2 ст. 23.1); по ч. 3 - должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный строительный надзор (ст. 23.56); по ч. ч. 4 и 5 - должностные лица органов государственной жилищной инспекции (ст. 23.55); по ч. ч. 6, 11, 12 - должностные лица федерального антимонопольного органа, его территориальных органов (ст. 23.48); по ч. ч. 7, 8 - должностные лица органов государственного энергетического надзора (ст. 23.30); по ч. 9 - должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (ст. 23.71); по ч. 10 - должностные лица органов энергетического надзора (ст. 23.30) и органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51).Протоколы об административных правонарушениях по комментируемой статье составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).