"Учет. Налоги. Право", N 16, 2004ВЫВОЗИМ САМИПо общему правилу в бухгалтерском учете расходы на доставку приобретенного имущества включаются в его стоимость. Это же правило действует и в налоговом учете, правда, за исключением затрат по доставке товаров. Но вот расходы на транспортировку собственными силами учитывать в стоимости купленных товаров, материалов и основных средств не нужно.Правило для бухучета.. .ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" предписывает учитывать расходы на доставку материалов в их первоначальной стоимости (п. 5).Это же относится и к товарам. Хотя по ним организация может выбрать и другой вариант - отражать транспортные расходы как расходы на продажу (п. 13 ПБУ 5/01).Затраты на доставку основных средств увеличивают их первоначальную стоимость как расходы на их приобретение (п. 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств").Но в положениях по бухгалтерскому учету не найти определения транспортных расходов. Можно ли к ним отнести расходы на доставку, когда используется транспорт покупателя?Примерная номенклатура расходов по транспортировке приведена в Приложении 2 к Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов, утвержденным Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н. К ним относятся расходы, связанные с оплатой всех видов перевозок, осуществляемых силами сторонних организаций (в том числе и поставщиком) , которые покупатель оплачивает сверх цены материалов или товаров. Среди них нет расходов на транспортировку силами покупателя.Что касается учета транспортных расходов при приобретении основных средств, то в законодательстве о бухгалтерском учете не содержится даже приблизительный перечень таких расходов. Поэтому, на наш взгляд, для решения вопроса учета доставки основных средств собственным транспортом можно использовать тот же принцип, что и для учета доставки материально-производственных запасов.Ведь при ведении бухгалтерского учета должен использоваться принцип рациональности (п. 7 ПБУ 1/98 "Учетная политика организации"). Если же расходы на доставку основных средств собственным транспортом относить на увеличение их стоимости, то никакой рациональности не будет. Такие расходы могут включать в себя и затраты на содержание автомобиля (ГСМ, ремонт, запчасти) , и заработную плату водителей с начислениями на нее, и амортизационные отчисления, и т. п. Рассчитать сумму затрат, которые приходятся на конкретные материалы, товары или основные средства, весьма затруднительно.Кстати, если расходы на доставку собственными силами списывать по соответствующим счетам затрат (не включать в стоимость основного средства) , то и сумма налога на имущество будет меньше.То, что расходы на доставку своим транспортом не увеличивают стоимость приобретенных активов, лучше закрепить в учетной политике....и налогового учетаТеперь перейдем к налоговому учету. Налоговый кодекс дает подробные указания по учету транспортных расходов только в случае приобретения товаров (
ст. 320 НК РФ) . В отношении материалов и основных средств Кодекс указывает учитывать расходы на доставку в их стоимости (п. 2
ст. 254, ст. 257 НК РФ) . Но о какой именно доставке идет речь, непонятно. Можно ли к ней отнести доставку имущества собственным транспортом?Начнем с учета транспортных расходов для организаций торговли. В налоговом учете в отличие от бухгалтерского транспортные расходы всегда учитываются отдельно от стоимости товаров. Имеются в виду затраты на доставку товаров до склада покупателя, если она не включена в цену приобретаемых товаров. Транспортные расходы подлежат распределению между реализованными товарами и остатками товаров на складе (
ст. 320 НК РФ) .Специалисты Минфина России считают, что в целях налогового учета расходы на доставку товаров собственным транспортом нужно включать в транспортные расходы и, следовательно, распределять на остатки товаров <*>. Такой же позиции, как выяснил корреспондент "УНП", придерживаются и в департаменте нал