Комментарий к ст 155.2 Семейного кодекса РФ. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
[Семейный кодекс РФ ( СК РФ )] [Глава 22] [Статья 155.2]
1. Если орган опеки и попечительства не смог передать ребенка на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную (патронатную) семью, он издает акт об устройстве этого ребенка в соответствующую образовательную, медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, либо в некоммерческую организацию, деятельность которой это допускает (см. п. 1 ст. 155.1).Права и обязанности таких организаций в отношении передаваемых под их надзор детей возникают с момента принятия указанных актов.2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи ребенку, который передан под надзор одной из таких организаций, опекун (попечитель) не назначается, поскольку его обязанности автоматически возложены на администрацию последних. О правах, обязанностях и ответственности опекунов и попечителей см. комментарий к ст. 148.1.
3. Пункт 3 ст. 155.2 узаконил многочисленные случаи временной передачи детей, содержащихся в детских домах, проживающим по соседству (и не только) гражданам. Так, один из детских домов Краснодарского края на время ремонта передал всех проживающих в нем детей-сирот в обычные семьи. После того как ремонт был закончен, более половины этих семей изъявили желание усыновить (удочерить) детей, которых им передали.Очевидно, законодатель имел в виду (в том числе) и это обстоятельство, когда разрешил перечисленным выше организациям временно передавать детей в семьи граждан. При этом:1) ребенок может быть передан только гражданам, проживающим на территории РФ постоянно;2) временная передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется:а) по распоряжению администрации, т.е. без согласия с органом опеки и попечительства;б) в интересах ребенка;в) с целью обеспечить его воспитание и гармоничное развитие;г) на срок не более чем один месяц (каникулы, выходные и праздничные дни, период реабилитации после болезни и проч.).4. Указанный срок может быть продлен:- при наличии исключительных обстоятельств;- с согласия органа опеки и попечительства.При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не должен превышать трех месяцев.Эти жесткие сроки установлены с учетом особенностей психики ребенка. Дело в том, что далеко не всех детей, временно переданных в семьи, эти семьи захотят усыновить, взять под опеку и т.п., а пребывание у них ребенка более длительное время может обернуться глубокой психической травмой в момент возвращения в организацию.5. Временная передача детей в семью осуществляется под ответственность организаций, в которых они пребывают. Поэтому п. 6 комментируемой статьи обязывает органы опеки и попечительства предоставлять, по просьбе этих организаций, информацию о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями и учет которых ведут указанные органы (п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона об опеке и попечительства).Передача детей в семьи именно этих граждан позволит обезопасить каждого ребенка от угрозы причинения вреда его здоровью, нравственному развитию либо иную угрозу его законным интересам.6. Во исполнение п. п. 3 - 6 ст. 155.2 Правительство РФ приняло Постановление от 19 мая 2009 г. N 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" <1>. В нем, в развитие вышеназванных норм семейного законодательства, предусмотрено, в частности:--------------------------------<1> СЗ РФ. 2009. N 21. Ст. 2581."5. Возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка.Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично.Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.6. Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.7. Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме федеральных государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.Обеспечение продуктами питания или денежной компенсацией на их приобретение детей, находящихся в федеральных государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при временной передаче в семьи граждан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях - специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".8. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.9. Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:а) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;б) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;в) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;г) лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;д) лиц, имеющих на момент временной передачи в их семью ребенка (детей) судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;е) лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;ж) лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.10. Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, и следующие документы:а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;в) выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, указанных в подпункте "е" пункта 9 настоящих Правил, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (-ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением".