Комментарий к ст 164 ТК РФ. Понятие гарантий и компенсаций
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 164]
В ст. 164 ТК закреплены требования к товарам при их убытии с таможенной территории Таможенного союза. По общему правилу все убывающие товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо в момент прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу. При этом допускается возможность изменения количества и (или) состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве. Несливаемые остатки могут образовываться в силу специфических свойств отдельных товаров (например, смолы) и привести к тому, что неподдержание определенной температуры в емкости, в которой находится товар (железнодорожная цистерна), вызывает его сгущивание и значительно затрудняет последующую перекачку в другие емкости.Что касается товаров таможенного союза, то они могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.В п. 2 ст. 164 ТК устанавливаются основания, исключающие ответственность лиц за утрату или изменение состояния товаров. Этими основаниями являются авария либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в государствах членах Таможенного союза, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.
Понятие аварии определено в п. 1 подп. 1 ст. 4 ТК как вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы).Понятие непреодолимой силы определено в ст. 401 ГК РФ как чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К непреодолимой силе относятся стихийные (природные) явления, чрезвычайные социальные волнения (военные действия), существенные изменения в законодательстве и иные исключительные по своему характеру обстоятельства, которые лицо при соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности не могло предвидеть и преодолеть. Под иными обстоятельствами следует понимать обстоятельства, которые не связаны с транспортными происшествиями, не носят форс-мажорный характер, но объективно препятствуют доставке товаров из места пересечения таможенной границы в место прибытия. К таким обстоятельствам можно отнести произошедшее в процессе перевозки хищение товара.