Комментарий к ст 310 ТК РФ. Надомники
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 49] [Статья 310]
В статье 310 ТК таможенная процедура отказа в пользу государства определяется как процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства - члена Таможенного союза и приобретают статус товаров Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и без применения мер нетарифного регулирования.Законодательство о налогах и сборах подтверждает освобождение товаров, помещаемых под таможенную процедуру отказа в пользу государства, от уплаты НДС и акцизов (п. 1 ст. 151 и п. 1 ст. 185 НК РФ).Положения ТК о таможенной процедуре отказа в пользу государства в целом соответствуют международно-правовым стандартам по данному вопросу. В главе 3 Генерального приложения к Киотской конвенции содержится стандартное правило 3.44, которое гласит:
"Когда товары еще не были выпущены для внутреннего потребления или были помещены под другую таможенную процедуру, и при условии, что не было выявлено никакого правонарушения, заинтересованному лицу не предъявляется требование уплаты пошлин и налогов или уплаченные им пошлины и налоги подлежат возврату в случаях:если по его просьбе такие товары под таможенным контролем и по решению таможенной службы передаются государству или уничтожаются, либо доводятся до состояния утраты коммерческой ценности. При этом все связанные с этим затраты несет заинтересованное лицо...".Использование таможенной процедуры отказа от товара в пользу государства, так же как и таможенной процедуры уничтожения товаров, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на внутреннем рынке государства - члена Таможенного союза. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию товара на внутреннем рынке государства - члена Таможенного союза.Если вывоз такого товара с таможенной территории Таможенного союза также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа от товара в пользу государства или уничтожения товара.Первый, как правило, выглядит предпочтительнее. Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товара производится за счет заинтересованного в этом лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным для него расходам.