Комментарий к ст 77 ТК РФ. Общие основания прекращения трудового договора
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 13] [Статья 77]
При исчислении таможенных пошлин, налогов особое значение приобретает вопрос определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов. Этому вопросу посвящена ст. 77 ТК.По общему правилу для целей исчисления таможенных пошлин, НДС и акцизов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу, применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.Из этого правила могут быть сделаны исключения, предусмотренные ТК или международными договорами государств - членов Таможенного союза. Так, например, особые правила определения применимой ставки таможенных пошлин, налогов содержатся в ст. 197 ТК, устанавливающей порядок выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Исключения из общего правила определения применимых ставок содержатся также в ст. 81 ТК, регулирующей отношения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, а также в иных статьях ТК и других источниках таможенного законодательства.
ТК может в ряде случаев отсылать к законодательству государств - членов Таможенного союза, которое, в свою очередь, будет устанавливать особый порядок определения применимой ставки. Так, в соответствии со ст. 312 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные пошлины за товары, вывозимые из Российской Федерации трубопроводным транспортом, уплачиваются за каждый календарный месяц поставки по ставкам вывозных таможенных пошлин, действующим на 15-е число месяца поставки товаров, а при ввозе товаров трубопроводным транспортом ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются по ставкам, действующим на 15-е число месяца, предшествующего месяцу поставки.Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза. По коду декларируемого товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в Едином таможенном тарифе отыскивается соответствующая строка, в которой и содержится ставка, применяемая для исчисления ввозной таможенной пошлины.Из этого общего правила таможенным законодательством также могут устанавливаться исключения. Например, в соответствии со ст. 360 ТК таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, уплачиваются физическими лицами в виде совокупного таможенного платежа, равного сумме таможенных пошлин, налогов, исчисленной по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со ст. 77 ТК либо по единым ставкам таможенных пошлин, налогов, которые устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза. Такие единые ставки содержатся в приложении 5 к Соглашению от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" <211>.--------------------------------
<211> Текст Соглашения размещен на сайте Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/fizlica.aspx.Еще один особый случай определения применимой ставки предусмотрен международным договором стран - членов Таможенного союза, принятым в целях реализации нормы, предусмотренной п. 6 ст. 4 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, в соответствии с которым государства - члены Таможенного союза могут согласовывать условия и порядок применения одним из участников Таможенного союза в исключительных случаях более высоких или более низких ставок ввозных таможенных пошлин. Во исполнение этой нормы был принят Протокол от 12 декабря 2008 года "Об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа" <212>. Протокол действует в течение пяти лет с даты вступления в силу и не подлежит продлению (ст. 6 Протокола).--------------------------------
<212> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10.В соответствии со ст. 2 Протокола с даты введения в действие Единого таможенного тарифа и предоставления полномочий по его ведению Комиссии Таможенного союза более высокая или более низкая ставка ввозной таможенной пошлины по сравнению со ставкой Единого таможенного тарифа может применяться одной из стран - членов Таможенного союза в отношении товара, происходящего из третьих стран, в исключительных случаях на основании решения Комиссии, принимаемого в соответствии с данным Протоколом.Применение одной из стран - членов Таможенного союза более высокой ставки может быть предложено этой страной, если такая мера является необходимым условием для развития отрасли ее экономики. Использование более низкой ставки может быть предложено в случае острого дефицита товара, если такая мера является необходимым условием для удовлетворения социально значимых потребностей населения или потребностей развития производства, которое зависит в значительной степени от традиционного импорта из третьих стран и не может быть осуществлено за счет производства этого или аналогичного товара в Таможенном союзе.Для рассмотрения Комиссией вопроса о применении одной из стран - членов Таможенного союза более высокой или более низкой ставки эта страна представляет в Комиссию предложение о применении более высокой или более низкой ставки с приложением обоснования необходимости ее применения. Такое предложение должно содержать следующую информацию:а) размер ставки Единого таможенного тарифа на товар;б) сведения об объеме производства и о потребности в товаре как в государстве, вносящем предложение, так и в Таможенном союзе в целом (в натуральном и стоимостном выражении);в) сведения об объеме импорта товара как государством, вносящим предложение, так и Таможенным союзом в целом;г) предполагаемый срок применения более высокой или более низкой ставки;д) меры, которые должны быть приняты другими странами - членами Таможенного союза для достижения целей применения более высокой или более низкой ставки.Вопрос применения одной из стран - членов Таможенного союза более высокой или более низкой ставки рассматривается Комиссией в течение 30 дней с даты получения предложения (ст. 3 Протокола).Решение о применении одной из стран - членов Таможенного союза более высокой или более низкой ставки принимается Комиссией на основе консенсуса (ст. 4 Протокола). При этом установленный решением Комиссии срок применения более высокой или более низкой ставки не может превышать шесть месяцев. Вопрос о продлении срока применения более высокой или более низкой ставки на следующие шесть месяцев может быть внесен заинтересованной стороной не позднее чем за месяц до истечения этого срока.Комиссия, в соответствии со ст. 5 Протокола ведет перечень товаров, при ввозе которых применяются более высокие или более низкие ставки.Такой перечень содержит следующую информацию:а) наименование товара;б) код товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;в) государство, применяющее более высокую или более низкую ставку;г) размер более высокой или более низкой ставки;д) срок применения более высокой или более низкой ставки;е) размер ставки Единого таможенного тарифа.Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств - членов Таможенного союза в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 21 мая 1993 года (в ред. от 8 декабря 2010 года) "О таможенном тарифе" <213> ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.--------------------------------
<213> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.Ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 года N 795 <214>, в которое практически каждый год вносятся многочисленные изменения.--------------------------------
<214> СЗ РФ. 2007. N 1 (2 ч.). Ст. 254.Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, установлен п. 4 ст. 3 Закона РФ "О таможенном тарифе". Сами ставки утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2006 года N 695 <215>, в которое также ежегодно вносится большое число изменений.--------------------------------
<215> СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4921.На отдельные категории товаров, выработанных из нефти, ставки вывозных таможенных пошлин рассчитываются по формулам, устанавливаемым Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1155 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти" <216>).--------------------------------
<216> СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 241.В соответствии с п. 3 ст. 126 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Правительством Республики Казахстан в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Комиссией Таможенного союза в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран. Реализуя соответствующее полномочие, Правительство Республики Казахстан приняло Постановление от 7 июня 2010 года N 520 "О ставках таможенных пошлин Республики Казахстан". Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты установлены Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2005 года N 1036 "О взимании таможенных пошлин при вывозе с таможенной территории Республики Казахстан товаров, выработанных из нефти", в которое периодически вносятся изменения и дополнения.В Республике Беларусь ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 3 февраля 1993 года N 2151-XII "О Таможенном тарифе"). В этих целях, например, приняты указы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 года N 716 "О ставках вывозных таможенных пошлин", от 1 февраля 2011 года N 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье".Для выбора ставки при исчислении налогов (НДС и акцизов), которыми облагаются товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза, в ТК установлена норма, в соответствии с которой должны применяться ставки, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру.Таким образом, товар, который помещается под таможенную процедуру (выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и других таможенных процедур, предусмотренных разделом 6 ТК) на территории Российской Федерации, будет облагаться налогами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (главы 21, 22).К товару, помещаемому под таможенную процедуру на территории Республики Казахстан, будут применяться нормы Налогового кодекса Республики Казахстан: нормы, содержащиеся в главе 37-1 "Особенности обложения налогом на добавленную стоимость при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (включена в Налоговый кодекс в соответствии с Законом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года N 297-IV) и главе 40 "Налогообложение импорта подакцизных товаров".Наконец, если помещение товара под таможенную процедуру происходит на территории Республики Беларусь, применимые нормы следует искать в главах 12 и 13 Налогового кодекса Республики Беларусь.В дополнение к рассмотренному выше общему правилу определения применимой налоговой ставки в ТК установлены две специальные нормы, в которых предусматривается возможность использования особых порядков "привязки" налоговой ставки к национальному законодательству государства - члена Таможенного союза.Первый случай касается незаконного перемещения товара через таможенную границу Таможенного союза и предполагает использование налоговых ставок, предусмотренных законодательством того государства, на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.Второй случай касается исчисления налогов в случае, если будет установлено, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена Таможенного союза. В таком случае применяются ставки, установленные законодательством этого государства - члена Таможенного союза.