Комментарий к ст 34 Земельного кодекса РФ. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
[Земельный кодекс (ЗК РФ)] [Глава V] [Статья 34]
1. В названии, а также в п. 2 комментируемой статьи упоминаются исключительно граждане. Эти положения не означают, что юридические лица не могут претендовать на получение земельных участков для целей, не связанных со строительством. Косвенным подтверждением того, что субъектами данных отношений являются и юридические лица, служит положение абз. 4 п. 1 комментируемой статьи, упоминающее юридических лиц наряду с гражданами. При применении этих норм на практике также распространяют положения ст. 34 на соответствующие отношения с участием юридических лиц (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2007 по делу N А43-1816/2006-13-86, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2007 г. по делу N А53-1871/2007-С2-6).Положения п. 1 комментируемой статьи устанавливают обязанности органов, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, по обеспечению справедливого и открытого распределения земель. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.Из содержания комментируемых норм следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Необходимо учитывать, что действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (гл. 4 ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"), для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства гражданам и их некоммерческим объединениям (гл. 3 ФЗ "О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан"), для ведения личного подсобного хозяйства (ст. ст. 3, 4 ФЗ "О личном подсобном хозяйстве"), а также предоставления в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (ст. 10 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).2. Заявление о предоставлении земельного участка должно быть подано именно в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками. Сведения, необходимые для включения в заявление о предоставлении земельного участка, исчерпывающим образом перечислены в п. 3 ст. 34 ЗК, что не исключает установления в законодательстве дополнительных требований к содержанию заявлений о предоставлении отдельных видов земельных участков (для ведения личного подсобного хозяйства, сенокошения, крестьянского (фермерского) хозяйства и др.). Например, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления. В заявлениях должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.3. В комментируемой статье установлена последовательность совершения действий уполномоченных органов по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством.На основании заявления заинтересованного лица либо обращения органа государственной власти, который наделен полномочиями по предоставлению земельных участков, орган местного самоуправления обязан утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (см. комментарий к п. п. 5 - 7 ст. 31), которая является основанием для проведения за счет заявителя межевания, государственного кадастрового учета земельного участка.До 17 мая 2008 г. (см. ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости") органы местного самоуправления (если они были наделены полномочиями по распоряжению землями) могли одновременно принимать решение об утверждении проекта границ земельного участка (об образовании земельного участка) и решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность или в аренду заинтересованным лицам. С внесением изменений в комментируемую статью процесс предоставления земельных участков, скорее всего, будет занимать больше времени, что связано с необходимостью предоставления заинтересованным лицом кадастрового паспорта земельного участка до принятия решения о предоставлении ему такого участка. Таким образом, законодатель приблизил процедуру принятия решения о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, с порядком принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ст. 32).До внесения в 2008 г. изменений в комментируемую статью существовала неопределенность в установлении даты начала двухнедельного срока, в течение которого должно быть принято решение о предоставлении земельного участка. Действующие положения более точно устанавливают такую дату - день предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Нарушение данного срока свидетельствует о бездействии исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления и позволяет заинтересованному лицу признать в судебном порядке такое бездействие незаконным.Орган, распоряжающийся земельными участками на данной территории, на основании нормативных правовых актов самостоятельно выбирает вид предоставляемого права на земельный участок (право собственности или право аренды). Как было указано по одному из дел, приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, в порядке, установленном в ст. 34 ЗК, вправе не все граждане, а лишь собственники объектов недвижимости, расположенных на этих участках, и при условии отсутствия оснований для отказа в приватизации, предусмотренных законом. Если принимается решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность, то следует учитывать положения п. 2 ст. 28 ЗК.В случае если договор купли-продажи или аренды земельного участка будет заключен с нарушением процедуры, установленной в комментируемой статье, согласно ст. 168 ГК такой договор является ничтожным.