Комментарий к ст 111 ЖК РФ. Право на вступление в жилищные кооперативы
[Жилищный кодекс РФ] [Глава 11] [Статья 111]
1. Нормы коммент. ст. регулируют отношения, очерчивающие круг лиц, имеющих право на вступление в жилищные и жилищно-строительные кооперативы (далее по тексту коммент. гл. 11 - жилищные кооперативы). В их число законодатель включил граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста, а также юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы. В отличие от ранее действовавших условий приема граждан в члены жилищного кооператива (ст. 113 ЖК РСФСР) снижен на два года возрастной ценз граждан, имеющих право на вступление в жилищный кооператив, а также отменены условия постоянного проживания в данном населенном пункте и нуждаемости в улучшении жилищных условий.2. В части 2 коммент. ст. закреплена норма, указывающая на категории граждан, имеющих преимущественное право на вступление в жилищные кооперативы, которые организованы при содействии органов публичной власти.К таким категориям согласно ст. 49 коммент. закона законодатель относит:
- малоимущих граждан, если они признаны таковыми органами местного самоуправления;- граждан, признанных по установленным ст. 15 коммент. закона основаниям, а также по основаниям, установленным федеральным законом или законом субъекта РФ, нуждающимися в жилых помещениях.При этом порядок признания граждан малоимущими должен быть установлен законом соответствующего субъекта РФ с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина установлен Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одного проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (СЗ РФ. 2003. N 14. Ст. 1257). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина, утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512.В целях единообразного применения норм коммент. Кодекса Приказом Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (Приложение к РГ. 2005. N 12), которые носят рекомендательный характер.В Санкт-Петербурге, например, действует Закон Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 г. "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" (информационная система "Кодекс"). Согласно ст. 2 указанного Закона малоимущими признаются граждане, чей ежемесячный доход не превышает двукратной официально установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает десятикратную среднюю рыночную стоимость квадратного метра общей площади жилья в Санкт-Петербурге. При этом размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и ежемесячного дохода одиноко проживающего гражданина, а равно размер стоимости находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению имущества определяются в соответствии с одноименными Методиками, являющимися приложениями к указанному Закону.3. Жилищные кооперативы, организованные при содействии органов государственной власти и органов местного самоуправления, являются разновидностью жилищных кооперативов, создаваемых при финансовой, организационной и правовой поддержке государства и (или) муниципальных образований. Масштабы и характер такой поддержки коммент. Кодекс не устанавливает.